Еврокомиссия затягивает переговоры с Россией по поводу газопроводов. «Я не буду пытаться ускорить ход переговоров по поводу газовых трубопроводов, например по «Южному потоку». Напротив, такие переговоры будут отложены», — заявил в понедельник еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Он отметил, что необходимости срочно искать способы наращивания импорта газа в Европу на данный момент нет. Евросоюз не опасается перебоев в поставках газа, так как зимний отопительный сезон уже закончился.
Представитель «Газпрома» был для комментариев недоступен. Однако монополия явно не собирается задерживать проект. Как сообщает «Газпром» во вторник, наблюдательный совет компании South Stream Transport B.V. (оператор проекта «Южный поток») одобрил подписание договора на прокладку первой нитки морской части газопровода (всего их будет четыре, протяженность каждой превысит 930 км), а также на поставку труб для второй нитки.
«Проект «Южный поток» уверенно движется вперед, — отметил глава «Газпрома» Алексей Миллер. — До конца марта этого года будут подписаны договоры на укладку первой нитки, а также поставку труб для второй нитки. Уже менее чем через два года по новому, защищенному от транзитных рисков маршруту в Европу пойдет первый газ».
«Южный поток» — проект газопровода, инициированный «Газпромом». Труба должна служить поставкам российского газа в страны Европы в обход Украины. Мощность газопровода составит 63 млрд кубометров, запуск запланирован на конец 2015 года, на полную мощность труба должна выйти в 2018 году. Однако у Евросоюза есть ряд претензий к проекту. В частности, «Южный поток» нарушает положения так называемого Третьего энергопакета ЕС, который запрещает одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа. Россия неоднократно просила вывести «Южный поток» из-под действия Третьего энергопакета.
Кроме того, ранее Еврокомиссия заявляла, что существующие двусторонние соглашения по «Южному потоку», которые с «Газпромом» заключили Австрия, Венгрия, Болгария, Греция, Словения, Хорватия и Сербия, нарушают законодательство ЕС, и Еврокомиссия ожидает их пересмотра. Она призывала европейские страны не исполнять двусторонние соглашения, если РФ не согласится их пересматривать. В частности, пресс-секретарь Эттингера Марлен Хольцнер говорила, что трубопровод должен быть доступен для третьих сторон, то есть энергетических компаний из ФРГ, Франции и других стран.
Кроме того, Еврокомиссию не устроило, что тарифы на прокачку будет устанавливать «Газпром», в то время как, согласно законодательству Евросоюза, их должен предлагать независимый управляющий и утверждать регулятор ЕС.
Впрочем, в конце января Еврокомиссия заявила, что не будет требовать пересмотра уже существующих соглашений. Россия и Евросоюз договорились о создании рабочей группы, которая займется урегулированием правовых и технических вопросов «Южного потока». Однако теперь Еврокомиссия заявляет, что переговоры будут отложены.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что заявления ЕК носят исключительно политической характер.
«Из-за ситуации на Украине Европа будет пытаться всячески уколоть Россию, демонстрируя свое недовольство, — комментирует эксперт. — Не исключаю, что обострится ситуация с антимонопольным расследованием против «Газпрома». (Еврокомиссия ведет его уже на протяжении нескольких лет, подозревая «Газпром» в злоупотреблении доминирующим положением. Если обвинения будут доказаны, это может грозить монополии штрафами на общую сумму $10–15 млрд.)
Евросоюз пытается удержать Россию на украинском маршруте газового транзита. Кстати, об этом, по словам Симонова, говорит и отказ ЕС разрешить «Газпрому» нарастить прокачку через газопровод OPAL. В этот газопровод поступает российский газ из трубы «Северный поток». «Газпром» хотел увеличить поставки через OPAL, однако Еврокомиссия выступала против, ссылаясь на все тот же Третий энергопакет. Решение должно было быть принято 10 марта, однако в понедельник официальный представитель Еврокомиссии Сабин Бергер заявила, что сроки обсуждения вопроса продлены. По ее словам, это связано с прояснением дополнительных технических деталей.
Кстати, Бергер также отметила, что заявление Эттингера о «Южном потоке» связано с политической ситуацией, а технические вопросы проблем не вызывают.
Константин Симонов указывает, что, оказав поддержку новым властям Украины, Европа фактически приняла на себя ответственность за эту страну. «Если Украина потеряет российский транзит (а введение «Южного потока» грозит почти полным прекращением транзита), это будет означать для Киева потерю миллиардных доходов (в прошлом году Россия заплатила за транзит через Украину $3,6 млрд. — «Газета.Ru»), — говорит глава ФНЭБ. — И эти потери Украине никто не компенсирует. Поэтому Еврокомиссия старается максимально оттянуть момент, когда транзит российского газа через украинскую территорию будет прекращен».
«Без «Южного потока» и при ограниченном доступе к мощностям газопровода OPAL основное предприятие Российской Федерации будет вынуждено продолжать газотранзитное сотрудничество с Украиной намного дольше, чем предусматривалось планом», — считает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
При этом, по словам эксперта, у России появился уникальный шанс — в случае прекращения Крымской операции она может получить для «Южного потока» желаемый статус трансевропейского газопровода. Это означает, что проект получит всемерную поддержку Еврокомиссии. «Плюс к этому — вывод «Южного потока» из-под действия положения Третьего энергопакета», — полагает Корчемкин