Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) выступило с инициативой бойкотировать деятельность российских интернет-магазинов, входящих в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), в том числе крупнейших продавцов eBay и KupiVip, говорится на сайте ОЗПП.
Причина бойкота – жесткие ограничения на интернет-торговлю, которые могут сократить беспошлинный лимит для россиян до €150 с €1000. В случае если покупатель не сможет уложиться в эти рамки, ему придется заплатить пошлину в размере 30% остальной стоимости товара. Сейчас ввозной пошлиной облагаются посылки ценой свыше €1000 или общий вес которых превышает 31 кг. Размер пошлины составляет 30%, но не менее €4 за 1 кг.
С таким предложением выступил глава Министерства финансов Антон Силуанов. Основная задача инициативы – уравнять условия для онлайн- и офлайн-ритейла. О необходимости изменений говорил в послании Федеральному собранию и президент России Владимир Путин.
Но ОЗПП посчитало новые налоги, предлагаемые Минфином, противоестественными и пролоббированными российскими интернет-магазинами, которые не в силах конкурировать с зарубежными онлайн-гигантами.
«Они просто не могут предложить потребителю сравнимый уровень сервиса, цен и качества, а единственный выход для них – потратить часть своего бюджета на лоббистов, чтобы провести эти запреты через правительство и Госдуму», – говорится на сайте ОЗПП.
Поскольку ритейлеры недобросовестно используют против потребителей свои лоббистские возможности, те, в свою очередь, полагают в ОЗПП, вполне могут ответить отказом и прекратить приобретать товары через их интернет-магазины. ОЗПП призывает объявить бойкот компании eBay/PayPal и KupiVIP.ru, а также потребовать от Пьера Омидьяра (CEO eBay.com) публично осудить такой нецивилизованный способ поднятия продаж российского отделения eBay.
В беседе с «Газетой.Ru» глава ОЗПП Михаил Аншаков отметил, что организация не пробовала обращаться напрямую в Минфин с альтернативными предложениями, но многократно высказывала свою позицию, которая осталась неуслышанной. «У потребителей не остается других механизмов борьбы. В других странах у них имеются политические права, они представлены в законодательных собраниях, на региональном или федеральном уровне. У нас этого в принципе нет. Вся Государственная дума у нас состоит из лоббистов и представителей крупного бизнеса», – сказал он.
По оценкам ОЗПП, ограничения приведут к сокращению интернет-торговли в России на 80%. Однако российские онлайн-магазины получат дополнительную прибыль, которая будет измеряться сотнями миллионов долларов.
Ограничивать доступ к иностранным интернет-магазинам негуманно, считает Аншаков. По его мнению, в России часто невозможно купить необходимый товар, к примеру медицинские приборы или другие редкие, но необходимые предметы.
В АКИТ попытку бойкотировать деятельность российских интернет-магазинов считают губительной и неэффективной. «Призывы к бойкоту входят в моду, судя по их количеству. Мы считаем подобные призывы деструктивными. Уверены, покупатели вправе и в состоянии самостоятельно принимать решение о выборе того или иного магазина или товара, ориентируясь в первую очередь на репутацию, сервис, качество, ассортимент и цену конкретного ритейлера», — говорит представитель АКИТ Евгения Лампадова.
Глава российского подразделения eBay Владимир Долгов отказался от комментариев. Телефон основателя и генерального директора KupiVip Оскара Хартмана во вторник был отключен.
Между тем Хартман действительно неоднократно выступал за введение ограничительных мер на покупки в зарубежных интернет-магазинах. На заседании экспертного совета при Минкомсвязи он говорил о том, что уже сейчас большая часть покупок, совершаемых в сети, приходится на зарубежных игроков.
Ранее в беседе с «Газетой.Ru» Хартман раскритиковал предложения Минфина, посчитав их недоработанными, и уточнил, что не видит смысла в введении месячного лимита на покупки. «К примеру, я заказал три товара по €500 в разные месяцы, все заказы пришли в декабре. Теперь нужно платить налог. Все из-за того, что ограничение стоимости в месяц – это неправильное решение», – говорит он.
В Европе лимит на стоимость ввозимых товаров намного ниже, чем планируется установить в России: от €24 до €150, говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Объявлять бойкот российским интернет-магазинам нелогично, так как в нашей стране и так не слишком развит этот сектор. «В России на каждого жителя приходится 0,7 покупки в год, в то время как в США этот показатель составляет 20, в Китае – 3,5. По числу интернет-покупок на душу населения мы проигрываем даже Украине, в которой в год совершается в среднем 1,25 покупки на человека», – говорит Иванов.
В первой половине 2013 года объем рынка интернет-торговли в России вырос на 23–25%, до 160 млрд руб. За минувший год объем трансграничных b2c-покупкок через интернет достиг отметки 100 млрд руб. всего оборота электронной коммерции в России – это четверть всех продаж материальных товаров. Трансграничные покупки совершают около 4 млн человек, а в среднем на каждого покупателя приходится четыре покупки в год за рубежом.