Работы по строительству, модернизации и реконструкции дальневосточных аэропортов, которые осуществлялись по нескольким федеральным целевым программам — «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов (2007–2015 годы)», — не были выполнены в указанные сроки и в достаточной мере, сообщила Счетная палата.
Заказчиком работ являлось Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Данный федеральный орган исполнительной власти за 2011–2013 годы выделил более 28 млрд руб. на реконструкцию и модернизацию 12 аэропортов.
«За 2011–2012 годы и девять месяцев 2013 года на эти цели перечислено 86,8% объемов финансирования, или 24,3 млрд руб.», — цитирует слова аудитора Валерия Богомолова пресс-релиз Счетной палаты. С 2008 года эти аэродромы находятся на балансе подконтрольной Росавиации структуры — ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».
Среди стратегических целей данной структуры называются «формирование эффективной системы управления проектами, направленной на соблюдение сроков строительства, на снижение стоимости проектирования и строительства объектов аэродромной инфраструктуры; обеспечение стабильного дохода от передачи в аренду федерального имущества; обеспечение рациональной эксплуатации объектов аэродромной инфраструктуры; участие в проведении работ по обеспечению транспортной безопасности объектов гражданской авиации; обеспечение интересов Российской Федерации в сфере управления, учета и сохранности федерального имущества аэродромов гражданской авиации» и так далее.
Однако, если верить материалам проверки эффективности использования «Администрацией гражданских аэропортов» бюджетных средств, выделенных на вышеперечисленные ФЦП в Дальневосточном федеральном округе, проведенной Счетной палатой, ни одна из названных целей не была выполнена.
Так, ведомство продлевало срок ввода объектов «в среднем на два-четыре года». Оно увеличило «объемы финансирования из федерального бюджета на общую сумму более 26,9 млрд руб., в основном без изменения объемных и технико-экономических показателей, указанных в целевых программах», что также не похоже «на снижение стоимости проектирования и строительства… за счет внедрения инноваций».
Незадача вышла и с «обеспечением транспортной безопасности объектов гражданской авиации». «В ходе проверки качества выполнения работ на аэродроме в городе Южно-Сахалинск установлено, что на отдельных участках, уже введенных в эксплуатацию, имеются дефекты покрытия. В частности, имеются сколы плит на примыкающих к рулежной дорожке и обочине, выкрашивание бетона на плитах и так далее», — указал аудитор Богомолов.
Не получается и с «обеспечением стабильного дохода от передачи в аренду федерального имущества», а также с «обеспечением интересов Российской Федерации в сфере управления… федеральным имуществом аэродромов».
Деятельность «Администрации гражданских аэропортов» последние три года приносит убыток в объеме около 0,5 млрд руб., поскольку ФГУП сдает в аренду федеральную собственность себе в убыток, отмечает Счетная палата.
Впрочем, по мнению Росавиации, подконтрольная ей структура не может справиться с заявленными целями вследствие тяжелых условий Дальнего Востока: сезонных факторов, сложностей с проведением проектно-изыскательских работ. «Во многом этими проблемами обусловлены продолжительные сроки реконструкции и строительства», — заявил в Счетной палате руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. В то же время он полностью не готов разделить ответственность за недочеты и списывает их на счет прежнего руководства федерального органа исполнительной власти. Напомним, что Нерадько стал руководителем Росавиации в 2009 году. На слушаниях в СП он, в частности, посетовал, что конкурс на реконструкцию аэропорта Южно-Курильска «удивительным образом выиграл Избербашский радиозавод», который находится на территории... Республики Дагестан.
Росавиация по-прежнему сохраняет статус госзаказчика по данным программам, сообщил «Газете.Ru» советник руководителя ведомства Сергей Извольский. «С представлением Счетной палаты мы знакомы. По его итогам будет составлен акт мероприятий [по устранению нарушений]», — сказал Извольский «Газете.Ru», отказавшись от дальнейших комментариев.
Через Минвостокразвития не проходило согласование увеличения финансирования и сроков реализации указанных объектов, проинформировали наше издание в пресс-службе министерства. Между тем правительство в этом году намерено потратить на развитие регионального авиации 8,2 млрд руб., из которых 3,5 млрд будет потрачено на субсидирование воздушного сообщения с Дальним Востоком.
«Для любой ФЦП срыв сроков и финансирования — это нормальная ситуация», — констатирует независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко.