Бензин в текущем году может подорожать на 5–15%. Такой прогноз делает в своем обзоре Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ). На прошлой неделе замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов заявлял, что рост стоимости топлива не превысит уровня инфляции (4,5–5,5%). «Может быть, плюс 1–2% в силу акцизной политики и цен на нефть», — уточнил Молодцов в эфире телеканала РБК.
Санкт-Петербургская биржа, однако, напоминает, что правительство проводит так называемый налоговый маневр. Именно из-за него рост цен на бензин может достичь 15%.
Суть маневра в том, что власти будут постепенно снижать экспортную пошлину на нефть, компенсируя это ростом НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Ранее представители нефтяной отрасли уже говорили, что это приведет к увеличению налогового бремени для компаний сектора. В конце октября прошлого года глава крупнейшей российской частной нефтяной компании «ЛУКойл» Вагит Алекперов говорил, что в связи с ростом налогов цена на топливо в 2014 году вырастет на 10–15%.
Причем, по оценке Экономической экспертной группы, российскому бюджету налоговый маневр не слишком поможет. Так, в 2014 году, по прогнозам, он даст 36 млрд руб. дополнительных поступлений в федеральный бюджет. Это лишь 0,3% прогнозируемого объема бюджета. К 2016 году поступления увеличатся почти вдвое, до 71 млрд руб., однако и это составит лишь 0,5% бюджета.
По данным ИАЦ «Кортес», в последнюю неделю декабря цена литра бензина Аи-80 в среднем по России составляла 28,05 руб. (по сравнению с предыдущей неделей цена выросла на 0,05 руб.), литр Аи-90 стоил 29,87 руб. (плюс 0,12 руб.), а цена «премиум-95», подорожавшего за неделю на 0,06 руб., составила 32,85 руб. Дизельное топливо стоило 33,56 руб. за литр (+0,18 руб. за неделю).
По прогнозам «Кортеса», рост розничных цен на бензин и дизельное топливо будет соответствовать инфляции и, возможно, превысит ее на 2–3%. В «Кортесе» отмечают, что в прошлом году рост топливных цен уровень инфляции не превысил.
По словам экспертов «Кортеса», на цены может повлиять не только налоговый маневр, но и такие факторы, как повышение акциза на топливо с 1 января, рост цен на нефть на мировом рынке, а также макроэкономические моменты, такие как инфляция и курс рубля к доллару США. Но при этом в «Кортесе» указывают, что со стороны контролирующих органов приняты меры, которые позволят удержать цены от резкого роста. Речь идет о регулировании остатков топлива на нефтеперерабатывающих заводах и о заключении российско-белорусского соглашения, по которому Россия при необходимости сможет получать из соседней республики 100–110 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц.
По сценариям Минэнерго и «Кортеса», максимальный рост цен на бензин в текущем году составит примерно 2,1 руб. за литр Аи-80, 2,24 руб. за литр Аи-90, литр Аи-95 подорожает в среднем примерно на 2,46 руб., а «дизель» — на 2,5 руб. Но если верным окажется прогноз Санкт-Петербургской биржи и «ЛУКойла», то рост цен может оказаться вдвое большим.
Виталий Крюков из ИФД «КапиталЪ» склоняется именно ко второму варианту. «Прогноз Санкт-Петербургской биржи совпадает с ожиданиями рынка, который также прогнозирует рост топливных цен на 5–15%, — констатирует аналитик. —
Очевидно, что нефтяные компании попробуют частично переложить свои потери от налогового маневра и роста налогов в целом на потребителя, но насколько это у них это получится, будет зависеть от позиции регулятора.
Комментарий Федеральной антимонопольной службы в понедельник получить не удалось. Однако в прошлом году ФАС неоднократно обращала внимание нефтяных компаний на ценовые нарушения. В частности, в декабре ФАС сообщала, что «Башнефть» и «Газпром нефть» устранили все нарушения по необоснованному повышению цен на нефтепродукты. Как отметил тогда замглавы ведомства Анатолий Голомолзин, новая система работы ФАС с нефтяными компаниями, при которой последним сначала рекомендуется исправить выявленные нарушения, работает успешно и позволяет избежать случаев, когда крупным игрокам на рынке нефтепродуктов выносятся серьезные штрафы.
Озаботилась топливными ценами и Госдума. В начале месяца депутаты предложили внести в реестр региональных монополий производителей бензина нефтеперерабатывающие заводы и, следовательно, регулировать цены на него.