Крупнейшие банки Китая будут обязаны раскрывать ключевую информацию для усиления их прозрачности. Такое решение было принято в ходе заседания комитета по контролю и управлению банковской отраслью КНР. Отныне кредитные учреждения будут обязаны публиковать информацию, включая балансовую стоимость активов, номинальную стоимость внебиржевых деривативов и объем активов третьего уровня в течение четырех месяцев с конца их бухгалтерского года или не позднее конца июля. Регулятор отметил, что введение данной меры поможет укрепить внутренний банковский менеджмент и увеличить прозрачность.
Пока инициатива коснется только крупнейших китайских банков, активы которых превышают 1,6 трлн юаней, или €200 млрд, по базельскому стандарту на конец прошлого года, а также банков, входящих в список глобальных системообразующих банков (G-SIBs).
На данный момент в список G-SIBs включены только два китайских банка — Банк Китая (BOC) и Китайский промышленно-торговый банк (ICBC).
«Новые нормы положительным образом скажутся на банковском секторе КНР, который в последние время переживает не самые лучшие времена», — считает старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Илья Усов. Замедление темпов роста ВВП Китая вынуждает правительство КНР применять новые меры по отлаживанию банковского сектора экономики, а также готовить его к продолжению торможения экономики в 2014 году.
По предварительным оценкам, рост ВВП Китая в 2013 году составил около 7,6%.
Глава Национального комитета развития и реформ Сюй Шаоши считает, что замедление экономического развития связано с неопределенностью в восстановлении мировой экономики и неопределенностью на внешних рынках, что предопределяет слабый спрос на китайские товары со стороны других стран. Показатель роста ВВП стал самым слабым результатом с 1999 года. Несмотря на оптимистичные официальные и полуофициальные прогнозы китайских властей, правительство стремится сократить риски от замедления движения экономики страны. Что, по понятным причинам, заставляет КНР реформировать свой банковский сектор — кровеносную систему экономики.
В апреле этого года правительство Китая уже приняло ряд жестких мер, направленных на сокращение плохих долгов на балансах банков, а также заставило финансовые институты увеличить размер резервных средств. Решение регулятора ужесточить контроль над финансовыми институтами понятен: в 2013 году Центробанку КНР — Народному банку Китая — несколько раз приходилось бороться с повышением ставок межбанковского кредитования, которые доходили до опасных для экономики страны показателей. Последнее резкое повышение ставок по семидневному РЕПО в декабре 2013 года даже заставило правительство задуматься о принятии более решительных мер для снижения ставок на межбанке.
Другая проблема — это рост плохих долгов на балансах системообразующих банков КНР, который также оказывает негативный эффект на всю финансовую систему страны.
В 2011 году десять крупнейших банков списали на 29% больше, чем в предыдущем году, — 486,5 млрд юаней ($79,3 млрд). В прошлом году пять крупнейших банков КНР за первые шесть месяцев списали плохих долгов на сумму 22,1 млрд юаней ($3,65 млрд), что в три раза выше прошлогоднего показателя за тот же период. В последние месяцы 2013 года списания продолжились. Это заставило провинциальные власти создавать специальные финансовые институты, которые могут взять на себя необслуживаемые кредиты, чтобы позволить банкам продолжить кредитование.
В любом случае решение комитета по контролю и управлению банковской отраслью КНР по увеличению прозрачности банковского сектора Китая будет не последним. Разобравшись с крупными системообразующими банками, регулятор непременно обратит свое внимание и на региональные финансовые организации, финансовая дисциплина которых вызывает еще больше вопросов у ЦБ КНР. Твердость намерений регулятора подкрепляется и со стороны партийного руководства Компартии Китая, недавно заявившего, что для улучшения состояния финансового сектора страны правительство готово пойти на серьезные меры в отношении недобросовестных игроков.
Ведь такой объем списаний плохо отражается на здоровье банковской системы, уверены эксперты. Однако, в отличие от европейского и американского рынков, природа плохих долгов кроется в самой финансовой системе страны. Тесная связь между банками и государством в лице административных органов, а также государственными и квазигосударственными предприятиями, которые получают льготные кредиты со стороны банков с помощью правительства КНР, негативно влияет на весь банковский сектор страны, вынужденный тратить средства на неокупаемые масштабные проекты.
Поэтому другой мерой может стать создание ряда частных кредитных учреждений.
В 2014 году в Китае планируется создать до пяти частных банков. В русле этой же политики рассматривается вопрос о расширении доступа к китайской финансовой отрасли для иностранных банков.