В России появилась возможность страховать себя от погодных рисков и рисков изменения ВВП, безработицы, инфляции и других статистических показателей с точки зрения налогообложения при помощи финансовых инструментов. Купил фьючерс на погоду с оговоренным температурным или статистическим показателем и поставил на то, насколько реальный показатель будет выше или ниже оговоренного показателя. Угадал показатели — заработал, не угадал — проиграл.
Госдума после полутора лет обсуждений на этой неделе наконец одобрила в третьем чтении законопроект, который вносит изменения в закон «О рынке ценных бумаг» и Налоговый кодекс. Теперь компании, купившей фьючерс на изменение статистических показателей, в случае если эта операция принесла убыток, налоговая база, с которой платятся налоги, будет рассчитываться с учетом убытков. Это же касается и производных финансовых инструментов на изменение погодных условий, так называемых погодных фьючерсов, рассказал «Газете.Ru» директор по налогообложению Московской биржи Владимир Мурзин. Эти предложения обсуждались в рабочей группе по изменению налогового законодательства в рамках создания Международного финансового центра в Москве.
Пока убытки по таким операциям не учитываются налоговиками, а следовательно, покупка таких фьючерсов хоть и позволяет застраховаться от риска, но неэффективна с точки зрения налогообложения. Даже если покупатель понес убытки, налоги он заплатит без их учета.
Погодные индексы активно применяются на Западе, в частности, их используют сельхозпроизводители и транспортные компании в качестве своеобразной страховки от природных катаклизмов.
Подобные производные финансовые инструменты сейчас торгуются на внебиржевом рынке, на площадке Московской биржи они не представлены, указывает Мурзин.
«Погодные фьючерсы есть на большинстве мировых площадок, и в основном они привязаны к местным географическим регионам, хотя основной биржей по торговле этими инструментами пока остается Чикагская биржа», — сказал «Газете.Ru» руководитель направления структурных продуктов БД «Открытие» Антон Плясунов.
Чикагская биржа начала торговлю погодными фьючерсами в 1999 году. Контракты заключали компании, предоставляющие коммунальные услуги. Их расчеты основывались на том, что чем ниже будет температура, тем больше люди будут тратить электроэнергии на обогрев помещений. В первых контрактах за исходный уровень была выбрана температура 65 градусов по Фаренгейту (примерно 18,3 градуса Цельсия). Биржевые игроки делали ставки на то, насколько температура воздуха будет выше или ниже в оговоренных городах и в течение какого времени. Уже к 2005 году объем этого рынка составил примерно $12 млрд, сообщал ранее «Прайм-ТАСС».
«Помимо фьючерсов есть еще и опционы на какие-то события, например выпадение осадков или на ураганы. В основном такими опционами пользуются аэропорты, чтобы застраховаться от возможных убытков, которые авиаузел может понести вследствие погодных условий», — говорит Плясунов.
В России торговля такими инструментами не запрещена, отметил в беседе с «Газетой.Ru» первый вице-президент НП РТС Андрей Салащенко, но пока из-за особенностей налогообложения покупать подобные фьючерсы не имеет практического смысла. С 2005 года РТС неоднократно обсуждала возможность их внедрения и сотрудничества биржи с Гидрометцентром. В 2007 году председатель правления РТС Роман Горюнов не исключал, что срочные контракты будут запущены до конца года, и уточнял, что в 2006 году, к примеру, убытки компаний от холодов составляли «несколько миллиардов долларов».
«Успех погодных фьючерсов на российском рынке будет напрямую зависеть от финансовой грамотности тех, кому это нужно, а также от их желания пользоваться этим инструментом. При нынешних объемах сельского хозяйства в России этот инструмент был бы точно полезен для сельхозпроизводителей», — считает Антон Плясунов. Однако глава Гидрометцентра Роман Вильфанд скептически высказывался по поводу начала торговли фьючерсными контрактами на погоду в России. «Можно рассчитывать на то, что будут очень суровые морозы или наоборот, можно, конечно, подстраховать себя. Но какого-то научного смысла в этом нет — это игра», — говорил он, указывая, что прогноз на долгосрочные сроки неточен, а значит, и заключение таких контрактов сравнимо с игрой в казино.
В случае если законопроект будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом, в России все же появится смысл запускать торги фьючерсами на погодные индексы и статистические данные.
Кроме того, сейчас может появиться спрос и на фьючерсы на статистические данные — показатели ВВП, безработицы, инфляции и так далее, — не исключают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. С учетом макроэкономической ситуации они могли бы пользоваться спросом, однако это вопрос отдельного исследования, осторожно уточняет Салащенко.
Устраняя различия в налогообложении производных финансовых инструментов на статистическую информацию и климатические факторы, мы устраняем законодательное недоразумение, возникшее из нежелания поощрять использование таких инструментов, сказал «Газете.Ru» председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев. «Жертвой этого предубеждения были финансовые инструменты, предусматривавшие расчеты в зависимости от данных о ВВП, об инфляции, о температуре и др., которые за рубежом часто используются для целей хеджирования. Теперь мы предлагаем общий, более адекватный механизм налогообложения финансовых результатов от использования таких инструментов и сможем рассчитывать на их появление в России», — подчеркнул он. Планируется, что изменения в законодательстве могут вступить в силу уже в 2014 году. На Московской бирже в настоящее время не планируют организацию торгов погодными и статистическими фьючерсами, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе биржи.