Начало реализации проекта по модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ) положено. Об этом рассказал президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин на пресс-конференции по итогам правления компании. Он подчеркнул, что компания приступила к выполнению решений президента России Владимира Путина. По его словам, уже сформирован проектный офис и начаты работы по расшивке ряда узких мест. «По сути, проект в целом еще в разработке, но есть и проекты на конкретных участках. С учетом работы по их развитию можно считать, что мы на начальной стадии реализации», — отметил Якунин. «При участии средств федерального бюджета продолжится реализация таких проектов, как реконструкция и модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей…» — поддержал президента ОАО «РЖД» министр транспорта России Максим Соколов.
В июле 2013 года на совещании с членами правительства в Ново-Огареве президент России Владимир Путин предложил актуализировать схему развития Транссиба и БАМа. Обе магистрали должны быть расширены, модернизированы, продлены. «За последние пять лет только в направлении дальневосточных портов России объем грузовых железнодорожных перевозок вырос на 55%, составив около 110 млн тонн в год, — это рекордные показатели для этого участка», — подчеркнул тогда Путин.
Финансировать данный проект планируется за счет ОАО «РЖД», средств Фонда национального благосостояния России (ФНБ) и бюджета.
Монополия должна потратить на БАМ и Транссибирскую магистраль в сумме 302 млрд руб. до 2018 года, ФНБ выделит 150 млрд, а бюджет --110 млрд. На эти деньги планируется повысить провозные мощности этих двух магистралей на 55 млн тонн. Утвержденный проект модернизации позволит увеличить средний вес поезда и сохранить участковую скорость.
«Не соответствующая требованиям, архаичная структура и низкая пропускная способность Транссибирской магистрали и БАМа сдерживает развитие России. Поэтому данный проект не только должен вытащить российскую экономику, но и плотно соединить между собой Дальний Восток и центральную часть Российской Федерации. Экономическая выгода от проекта намного превзойдет затраты на его реализацию. Поэтому в наших целях бороться за выживаемость проекта и его реализацию», — говорит заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ профессор Владимир Колотов. «Это важный проект для российской экономики, который сможет дать новый толчок для экономического роста Дальнего Востока и Сибири», — соглашается главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. «Затраты будут достаточно значимыми, и в краткосрочной и среднесрочной перспективе они будут во многом превышать получаемые от проекта дивиденды. Но в долгосрочной перспективе реализация проекта несет больше пользы, поскольку интегрирует наш Дальний Восток в российскую экономику», — оценивает экономист. «К тому же реализация проекта позволит загрузить российскую металлургическую промышленность, энергетиков, а также машиностроение», — добавляет Колотов.
Однако международная обстановка сейчас обостряется. Ряд стран уже реализуют проекты, конкурирующие с российскими, о чем уже писала «Газета.Ru».
Одним из таких альтернативных проектов является Великий шелковый путь, который предполагает вовлечение в сферу экономического влияния стран Центральной Азии, а также создание через данный регион торговых маршрутов между Китаем и Евро-Атлантическим регионом в обход России.
«Китайский проект Великого шелкового пути будет торпедировать не только проект возрождения наших двух магистралей, но и может оказать негативное влияние на Северный морской путь. Поэтому нам жизненно необходимо противодействовать этому направлению развития Китая, в противном случае мы рискуем остаться за бортом трансконтинентальных потоков из Азии в Европу», — рассказывает Колотов. «Проект Великого шелкового пути — это одна из причин, по которой Россия должна активизировать свою работу по налаживанию транспортного сообщения через свою территорию», — соглашается Лисоволик.