Правительству Белоруссии необходимо принять «решительные меры» для поддержания национальной экономики, говорится в опубликованных рекомендациях руководства Международного валютного фонда (МВФ).
Как отмечается в документе, «экономический рост Белоруссии оставался медленным и в первые девять месяцев 2013 года в годовом исчислении достиг лишь 1,1%».
В связи с этим МВФ считает необходимым провести в РБ жесткие реформы, предполагающие, в частности, приостановку повышения зарплат и снижение госсубсидий.
В Белоруссии, похоже, уже приступили к реализации этих мер. На ряде крупнейших предприятий началось снижение заработной платы. Так, на прошлой неделе рабочие Минского тракторного завода (МТЗ), получив расчетные листы, обнаружили, что им урезали зарплату за ноябрь, причем снижение составило от 30 до 50% в зависимости от цеха. По словам сотрудников предприятия, завод на грани забастовки. Уже сейчас отказываются работать около 1 тыс. рабочих цеха точного литья. В министерстве промышленности Белоруссии подтверждают, что на Минском тракторном заводе сложная ситуация с выплатой заработной платы. «Информация о том, что заработная плата по отдельным категориям работников на МТЗ была снижена, соответствует действительности. Сейчас работники минпрома будут разбираться, по какой причине произошло снижение зарплат, насколько это было обоснованно», — сообщил агентству «Интерфакс-Запад» пресс-секретарь министерства промышленности Сергей Шалай.
Также белорусский минпром признал, что в 2013 году у МТЗ были серьезные проблемы со сбытом продукции. На протяжении практически всего года МТЗ накапливал складские запасы, продажи продукции предприятия стагнировали. По данным «Белстата», на 1 ноября 2013 года на складах МТЗ находилось 9,9 тыс. единиц продукции, что составляет 178,7% среднемесячного объема производства. По словам сотрудников МТЗ, нераспроданная техника занимает даже пешеходные дорожки. Главное управление статистики Минска сообщает, что затраты МТЗ на производство за январь — сентябрь 2013 года увеличились в текущих ценах на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом за девять месяцев текущего года темп роста затрат опережал темп роста объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг на 6,9%. Как отметили в статуправлении, «неизменно высокой в структуре затрат на производство продукции остается доля материальных затрат: 68,7%. Причем на сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты приходится 52,4%».
«Социальная политика, которой так гордится белорусское руководство, и привела во многом к тому, что белорусские трактора оказались неконкурентоспособны на рынке (речь идет о массе, по сути, ненужных сотрудников, которых нельзя уволить как раз из-за социальной политики), — говорит доцент кафедры экономики и управления бизнесом Государственного института управления и социальных технологий Белоруссии Вадим Абрамович. — Плюс проблема чрезмерно высокой энергоемкости и материалоемкости производства, ведь технологии на МТЗ не менялись с советских времен.
В некоторых цехах еще работают станки, вывезенные в 1945 году из Германии». Из-за этого соотношение показателей «цена/качество/эффективность/стоимость эксплуатации» таково, что делает белорусские трактора неконкурентоспособными. По словам Абрамовича, фермеру как в России, так и на Украине или в Польше выгоднее пробрести в рассрочку более дорогой John Deere или Claas, но не иметь проблем с обслуживанием, поломками и т.д. «Конечно, белорусские колхозы в директивном порядке покупают только трактора МТЗ, но внутренний рынок для Минского тракторного, производящего 10% тракторов в мире, — это мизер», — отмечает Абрамович.
Сложная ситуация складывается и на другом гиганте белорусской промышленности — Минском автомобильном заводе (МАЗ). По словам сотрудников МАЗа, на предприятии остановлено большинство цехов. При этом сотрудники продолжают ходить на работу, так как дирекция пообещала, несмотря на простой, выплачивать среднюю зарплату как минимум до февраля. Министерство промышленности Белоруссии сообщает, что МАЗ выполнил только 80% годового плана. При этом, по словам работников завода, склады переполнены готовыми автомобилями, покупателей на которые нет, так как на российском и международном рынках спрос на белорусскую продукцию достаточно низок. Кроме того, у МАЗа нет финансовых возможностей закупить материалы и комплектующие для новых машин. По данным «Газеты.Ru», руководство МАЗа опасается банкротства предприятия.
По итогам девяти месяцев 2013 года 2,9 тыс. (35%) белорусских предприятий являлись неплатежеспособными, говорится в аналитическом обзоре Национального банка Белоруссии.
Сейчас госпредприятия могут получать льготные, так называемые директивные кредиты (власти дают банкам рекомендации по суммам кредитов и процентам). Частные же предприятия возвращают займы за счет себестоимости. «Понятно, что ни о каком развитии речь не идет, — отметил «Газете.Ru» доктор экономических наук Борис Желиба. — Власти не дают закрывать ряд госпредприятий, а частные, по словам президента страны Александра Лукашенко, «барахтаются». Главный экономист российского отделения банка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик считает, что Белоруссия должна постепенно отходить от практики госсубсидий. «Низкая конкурентоспособность продукции белорусских промышленных предприятий ведет к тому, что они не могут генерировать собственные денежные потоки. Соответственно, сокращаются налогооблагаемая база и поступления в бюджет, что снижает возможность государства выделять те самые субсидии, — поясняет Лисоволик. — Получается замкнутый круг». Страна должна вводить более рыночную модель экономики, снижая субсидирование, с тем чтобы предприятия сами могли обеспечивать экономический рост, считает эксперт.
Однако отказ от госсубсидий и может обернуться социальными проблемами.
«Если закроются все эти предприятия, народ выйдет на площадь. Это будет социальный взрыв, этого власть боится больше всего. Поэтому неплатежеспособные предприятия в Белоруссии будут существовать и дальше», — комментирует Желиба.
Аналитики не исключают, что стране будет необходима финансовая помощь. Власти Белоруссии рассчитывают на кредитную поддержку МВФ в размере до $8 млрд. Кроме того, по словам Лисоволика, Белоруссия, вероятно, сможет использовать и инвестиции со стороны России, плюс ее экономическое положение в какой-то степени облегчит сотрудничество с Россией и Казахстаном в рамках ТС.