Великобритания опасается, что в 2014 году ее захлестнет волна мигрантов из Болгарии и Румынии. Политики Соединенного Королевства заняли жесткую позицию по этому поводу. Министр внутренних дел Британии Тереза Мэй постаралась договориться об особых условиях для страны с главами МВД других членов ЕС на встрече в Брюсселе в четверг.
«Думаю, мы должны замедлить механизм получения права на свободное переселение, чтобы мы могли быть уверены, что не случится массового исхода. К примеру, для стран — членов ЕС можно установить необходимый уровень дохода или ВВП на душу населения, только по достижении которых они получат право доступа на рынки труда других стран», — предложила Мэй, цитата по газете The Telegraph. Затем, по ее словам, нужно обсудить, может ли государство устанавливать количественные ограничения, если видит, что миграция создает проблемы для экономики.
Великобритания столь озабочена вопросом мигрантов, потому что менее чем через месяц истечет срок переходного периода, защищающего ее рынок труда от сравнительно новых членов ЕС — Болгарии и Румынии.
Страна еще не переварила наплыв мигрантов, последовавший после после принятия в 2004 году в ЕС десятка новых членов, в том числе Польши. Тогда Британия оказалась среди немногих стран Евросоюза, кто легкомысленно не ввел заградительные меры.
Принятые в 2007 году Болгария и Румыния столкнулись с временными ограничениями для приема на работу своих граждан в ряде стран. В полном объеме заградительные меры продолжают действовать в Великобритании и на Мальте. В сокращенном — в Австрии, Германии, Испании, Ирландии, Франции и странах Бенилюкса. В ноябре в Германии семья румын добилась получения пособия по безработице, правда, по решению суда: целый год они пытались найти работу, но не смогли, а когда обратились за пособием, им первоначально было отказано.
Если ограничения исчезнут, в Британию ежегодно будут приезжать не менее 100 тыс. трудовых мигрантов из Румынии и Болгарии, считают в MigrationWatch UK.
Через 25 лет, подсчитала британская правительственная служба статистики, больше половины прироста населения будет обеспечиваться за счет мигрантов .«Прирост населения через 25 лет составит 9,6 млн человек, всего в стране к 2037 году будут жить 70 млн человек. Из общего прироста около 5,8 млн (или около 60%) можно отнести на миграцию — как тех, кто приедет в страну, так и детей мигрантов», — сказано в обзоре.
В 2013 году, по официальной статистике, чистый приток населения в Великобританию из-за пределов ЕС составил 30 тыс. человек (июнь к июню), в то время как из стран ЕС возрос с 72 тыс. до 106 тыс.
Премьер-министр Дэвид Кэмерон неоднократно заявлял, что готовится «бросить вызов европейскому праву», ограничив выгоды для мигрантов из Болгарии, Румынии и других стран Европы. Он предлагает ограничить доступ к ряду социальных льгот. Пособие по безработице, считает премьер, можно выдавать только тем, кто провел в стране не менее трех месяцев, и выплачивать не более полугода. Лейбористы хотят, чтобы переходный период продлили до 2018 года. Вопрос стоит так остро, что в британской прессе идет сейчас активная кампания за выход из ЕС. Напомним, что соответствующий референдум власти пообещали провести после 2015 года. В обществе крайне сильны антимигрантские настроения. Когда летом этого года британские сайты печатали фоторепортажи о создании в Москве спецлагерей для мигрантов и рассказывали об их последующей депортации, данные материалы получали сотни откликов в духе «хорошо бы и нам сделать так же».
Возможность перемещения рабочей силы из бедных стран ЕС в более богатые — ключевой момент внешней привлекательности Евросоюза для потенциальных новых членов. Потому Еврокомиссия очень жестко реагирует на британские демарши. Еврокомиссар по вопросам занятости Ласло Андор (кстати, представляющий Венгрию) предупредил, что подобная позиция делает Британии довольно скверную репутацию. Свободное передвижение рабочей силы через границы является основополагающим принципом ЕС, и комиссия обещает отстаивать это право. А министр труда Румынии Мариана Кампену считает, что рынкам вроде британского надо с распростертыми объятиями принимать румын и болгар, поскольку те сделают работу, которую не хочет брать на себя коренное население, и окажут существенное влияние на рост экономики. Если вакансий нет, значит, их никому не удастся занять, если есть, то какая разница, кто их займет — румыны, итальянцы, испанцы или кто-то еще, раз британцы их по какой-то причине не занимают. Позицию Кэмерона Кампену жестко раскритиковала.
«Недопустимо, чтобы в XXI веке появлялись такие проявления расизма и ксенофобии, и особенно печально, что они имеют место в Великобритании», — заявила Кампену.
Европейская комиссия также пытается внушить англичанам, что мигранты из Болгарии и Румынии будут способствовать развитию экономики Великобритании. В специальном докладе ЕК говорится, что объем средств, поступающих в казну в виде налогов, превысит средства, затраченные на выплату пособий.
Между тем национальные правительства, похоже, не разделяют оптимизма еврочиновников. Предложение Великобритании по реформированию правил о свободе перемещения в ЕС в четверг поддержали Австрия, Германия и Нидерланды. Евробюрократы ответили им по принципу «сам дурак». «Похоже, что некоторые национальные социальные системы слишком щедры, — заявила в четверг еврокомиссар Вивьен Рединг, передает корреспондент The Telegraph из Брюсселя. — В таком случае не надо винить Еврокомиссию и законодательство ЕС в том, что является вашим национальным выбором». Странам, не желающим много платить мигрантам, она посоветовала пересмотреть свои законы. «Законы ЕС хороши и неизменны. Страны-члены должны применять их», — считает Рединг.
Газета The Daily Express собрала тем временем 150 тыс. подписей своих британских читателей под прошением о продлении заградительных мер для Болгарии и Румынии еще на год, что называет невероятно высоким откликом.
Опросы населения Британии показывают, что более половины не хотят, чтобы приезжие из стран Восточной Европы имели равные с ними права на рынке труда. В Нидерландах, по опросам, восемь противников на десять человек.
Тем временем медиакорпорация BBC пытается найти позитивные примеры того, чем обернулся наплыв мигрантов из бедных стран ЕС. На сайте BBC приводится мнение нескольких семей, проживающих в Бостоне (Линкольншир), ставшем традиционным местом проживания мигрантов из Восточной Европы. «Думаю, иммигранты приносят больше для экономики, выплачивая налоги, чем получают взамен через социальные службы. Кроме того, они приносят свои навыки», — говорит уроженка Бостона Энстис Поттс. Правда, прежде чем обратиться за пособием, на ее взгляд, человек должен бы проработать в Британии существенное время, год или около того. «Нужно, чтобы прежде, чем обратиться за пособием, человек проработал до этого как минимум год, — считает и Милена Шаплинска, переехавшая сюда пять лет назад из Польши. — Прежде чем получить что-то, нужно самому что-то отдать». Шаплинска признается, что даже не знала, что в Британии есть какие-то пособия безработным.
Поттс вспоминает, как выглядел Бостон до того, как в нем появились мигранты. Отдельные районы были в запустении — пустые магазины, заброшенные автостоянки. «Теперь там есть супермаркет и большой выбор кафе, представляющих кухни всевозможных стран, — делится Поттс. — Старикам не нравится, но, думаю, мы должны смириться. Это лучше, чем пустующие магазины, и это приносит деньги в экономику». «У нас нехватка рабочих мест, но англичане не хотят брать на себя инициативу и открывать свой бизнес. Мы просто продолжаем жаловаться на нехватку работы», — говорит она.
Кроме того, по мнению Поттс, нельзя винить этих людей, которые ищут для себя лучшей жизни в Британии. «Столько англичан уезжают в Испанию или Францию, покупают там виллы и даже не утруждают себя изучением местного языка», — говорит она. По меньшей мере 400 тыс. британцев постоянно живут в Испании, четверть из них пенсионеры и пользуются бесплатной испанской медициной.