Объем просроченных кредитов в агропромышленном комплексе (АПК) за 2013 год вырос почти на 25 млрд руб., всего под угрозой невозврата сейчас около 150 млрд руб., заявил министр сельского хозяйства Николай Федоров на конференции «Общероссийского народного фронта» «Форум действий». По словам участников рынка, значительная часть денег расходуется нерационально, и мелкие хозяйства, а также фермеры практически лишены доступа к кредитным ресурсам.
Пятилетняя программа по развитию сельского хозяйства была одобрена в 2008 году, на ее реализацию было выделено около 200 млрд руб. Программа предусматривала выделение кредитных и лизинговых ресурсов, по которым сельхозпроизводитель мог получить дотации на кредит, 15-процентную компенсацию по лизинговым затратам или 15-процентную скидку на покупку техники отечественных производителей. Итоги ее оказались неоднозначными: сельское хозяйство выдержало финансовый кризис, нарастило валовые показатели, но при этом оказалось в долгах. Меры господдержки инициировали приток частных инвестиций в производство, по итогам 2012 года в агрокомплекс было инвестировано 2 трлн кредитных рублей, где на каждый государственный рубль приходится пять частных. Между тем образовалась и задолженность со стороны государства. По программе субсидирования инвестпроектов госдолг достиг 34,6 млрд руб. Сегодня за счет собственного и региональных бюджетов его удалось снизить до 21 млрд.
«В следующем году выплата компенсаций по субсидируемым кредитам продолжится, и этот вопрос будет закрыт по максимуму», — сказал «Газете.Ru» заместитель министра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев.
По его словам, впервые дефицит субсидий возник в 2010 году. «Дело в том, что ранее не было инвентаризации проектов, а до 2009 года Минсельхоз не занимался отбором инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию», — объясняет Юрьев. Так, заемщик, предоставляя бизнес-проект, мог увеличивать его стоимость. Минсельхоз при этом ставился перед фактом, а реестр субсидируемых проектов с графиками погашения и объемами субсидирования кредитов просто не велся.
«Также некоторые регионы по сути игнорировали требование федерального законодательства и самостоятельно отбирали инвестиционные проекты, заявляя потребность в средствах федерального бюджета», — отметил замминистра. Первая инвентаризация всех субсидируемых проектов прошла в августе текущего года, в ее ходе и выявилась задолженность. Сегодня к субсидированию принято около 29 тыс. инвестиционных кредитов на общую сумму 897 млрд руб.
При этом, говорит Юрьев, только 80% из них было представлено на отбор в комиссию по координации вопросов кредитования АПК Минсельхоза России, остальные же кредиты ее не проходили.
На этом солидные суммы, выделяемые на поддержку агрокомплекса, не заканчиваются. Как сообщают в Минсельхозе, за пять лет Россельхозбанком была оказана кредитная поддержка инвестпроектов на общую сумму 667 млрд руб. Сбербанк профинансировал проекты на сумму свыше 503 млрд руб. Кроме того, Росагролизинг передал сельхозпроизводителям технику общей стоимостью более 65 млрд руб., а также обеспечил поставку племенной продукции на сумму около 16 млрд руб. В итоге в 2012 году общая кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций достигла 1,8 трлн руб., превысив на 20% объем выручки.
По мнению Дмитрия Юрьева, для решения проблемы высокой закредитованности необходимо найти такой подход, который позволил бы оказать помощь высокоэффективным сельхозпроизводителям, а не тем, кто существует во многом за счет субсидий.
Сегодня Минсельхоз только разрабатывает системные решения по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей, которые могли помочь избежать нерачительного использования бюджета.
«Но хочу подчеркнуть: мы не рассматриваем вариант списания долгов», — подчеркивает Юрьев.
Однако парадокс заключается в том, что, несмотря на высокую кредитную задолженность АПК, обычному фермеру или хозяйству получить заем практически невозможно. «Я уже на протяжении пяти лет пытаюсь получить кредит, — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор Ассоциации фермерских хозяйств Сергей Балаев. — Первые два месяца все улыбаются, и сначала думаешь, что находишься в раю, но потом, когда очередной раз приходит отказ, понимаешь, что ничего не получишь». По его словам, процедура получения кредита больше напоминает замкнутый круг. «Для получения кредита необходим залог, это может быть техника или земля, но ведь на их покупку тоже нужен кредит, — объясняет Балаев. — Причем мы согласны брать заем под большой процент, но его просто никто не дает».
Совершенно другая ситуация у агрохолдингов. По словам старшего аналитика «Русагро» Сергея Трибунского, у них предложений по кредитованию даже больше, чем необходимо.
«Хоть и выделяются огромные средства, до нас они просто не доходят», — говорит Сергей Балаев.
Сегодня Россельхозбанком разработано более 60 кредитных продуктов для корпоративных клиентов и 40 по работе с малым и средним бизнесом. «Большинство кредитных продуктов банка предусматривает возможность использования поручительств гарантийных фондов, государственных и муниципальных гарантий», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе банка. При этом, как отмечают в Россельхозбанке, существует программа, по которой единственным обеспечением является приобретаемое за счет кредитных средств имущество. Также в рамках специально разработанной программы «Надежный клиент» можно получить кредит без предоставления залогового обеспечения. В частности, ставки по кредитам на цели проведения сезонных работ в зависимости от срока кредитования составляют от 9 до 10,75% годовых.
Между тем, как пишет в своем блоге депутат Госдумы Антон Беляков, направлять средства на субсидирование кредитных ставок является ошибкой. «До 70% средств, выделяемых нацпроекту «Развитие АПК», идут именно на кредитование, — констатирует депутат. — Это означает, что деньги идут не крестьянину, а банку».
Ему возражает Анастасия Алехнович, руководитель проектов Центра общественных процедур «Новая индустриализация» «Деловой России». «Несмотря на заявления некоторых экспертов о том, что для более эффективной работы АПК нужно отказаться от сотрудничества с банками, считаю это необоснованным», — сказала она «Газете.Ru». По мнению Алехнович, оценка, проведенная силами государственных чиновников, будет менее эффективна. Новая госпрограмма работает с 1 января текущего года, в ней меры поддержки переориентированы от субсидирования кредитов к прямым выплатам. Так, за каждый гектар сельхозпроизводитель получает около 500 руб. Между тем, по мнению экспертного сообщества, новая программа также неэффективна ввиду того, что не предусматривает учета сложности растительной культуры и фермеру зачастую просто невыгодно выращивать, к примеру, свеклу.
Алехнович полагает, что необходимо вести работу по запуску системы стимулирования спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию. «Прямые меры поддержки не дают такого результата, как стимулирование спроса, — отмечает эксперт. — Это доказано успешным опытом лучших мировых практик». По ее мнению, такие емкие институты, как детские сады, школы, армия, «будут замотивированы покупать продукцию отечественных производителей».
Тем временем завершившейся пятилетней программой остались недовольны и в Счетной палате. Аудиторы пришли к выводу, что задачи были исполнены лишь на 60%, а из девяти целевых показателей госпрограммы выполнен только один — «располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности». Исполнять данную программу начал тогдашний министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, однако с марта 2009-го до мая 2012 года ведомство возглавляла Елена Скрынник. Таким образом, нынешний министр сельского хозяйства Николай Федоров занял свой пост за полгода до завершения программы. Напомним, что в конце 2012 года разразился коррупционный скандал вокруг Министерства сельского хозяйства и компании «Росагролизинг». Предположительно из бюджета через госкорпорацию было выведено 39 млрд руб.