«Большая тройка» рейтинговых агентств – американские FitchRatings, Moody's, Standard & Poor's – подверглась критике со стороны европейского регулятора, Европейского агентства по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA). «Реальные ошибки и потенциальные риски» могут заставить усомниться в независимости и точности исследований, пишет ESMA в отчете, опубликованном в понедельник. Исследование проводилось в феврале–октябре 2013 года.
Рейтинговые агентства, продолжает ESMA, недостаточно работают над конфиденциальностью информации, допуская посвящение третьих лиц в предстоящие рейтинговые действия. Европейское агентство также указывает на «частые и существенные» задержки в публикации рейтингов.
Деятельность агентств построена так, что оценка надежности суверенных долговых обязательств слишком зависит от действий младшего персонала. А с другой стороны, допускается участие высшего руководства в принятии решений по рейтингам, хотя при этом нередко наступает конфликт интересов.
Конфликт между ESMA и большой рейтинговой тройкой начался сразу после создания регулятора в 2011 году. Тогда оказалось, что компании фактически неподотчетны европейскому регулятору, и агентство потребовало представить отчеты. Особенно критиковали агентство S&P за понижение рейтинга Греции как раз в тот момент, когда страна уже вела переговоры о финансовой помощи.
Ошибочное сообщение о понижении рейтинга Франции с наивысшего уровня ААА, которое S&P's разослало подписчикам, не улучшило обстановку.
Отношения дополнительно осложнились в 2012 году, после массового понижения рейтингов европейских стран и банков: Standard & Poor's в начале года понизило рейтинг 9 стран еврозоны, затем Испании и сразу 11 испанских банков, а Moody's – сначала 26 итальянских банков, а затем 16 испанских и 6 немецких банков.
С властями США у большой тройки отношения не лучше: минюст пытается доказать в суде, что ответственность за финансовый кризис лежит на S&P. Агентство S&P со своей стороны считает, что минюст просто мстит за историческое понижение рейтинга США в августе 2011 года. Россия тоже не раз выступала с претензиями к рейтинговым агентствам, которые ранжируют нашу страну на уровне Перу и Бразилии. «В настоящее время регулирование деятельности рейтинговых агентств по сути ограничивается предварительным контролем за методологией, на основе которой осуществляется оценка экономики суверена или хозяйствующего субъекта. Мы же предлагаем обсудить модели последующего контроля за качеством рейтинга уже после его публикации», - говорил в начале 2013 года министр финансов Антон Силуанов.
Как альтернативу тройке три державы — США, Китай и Россия – в июне 2013 года создали совместное агентство Universal Credit Rating Group на базе американского Egan-Jones, китайского Dagong и российского RusRating.
Рейтинговым агентствам придется исправить названные ESMA недостатки – регулятор обещает мониторить прогресс в этом направлении. «Нужно совершенствовать рабочие моменты, чтобы соответствовать всем требованиям регулятора и оставить в прошлом неадекватные методы», – сказал глава ESMA Стивен Майор в время телефонной конференции, цитата по The Wall Street Journal.
ESMA затрудняется сказать, является ли какой-нибудь из перечисленных недостатков нарушением правил, регулирующих деятельность рейтинговых агентств. Это должно показать дальнейшее расследование, результатом которого станут «надзорные или карательные действия», сказано в заявлении. Когда в конце 2011 года S&P поставило на пересмотр рейтинги сразу 15 стран еврозоны, обстановка накалилась.
Глава ESMA пояснил, что в качестве наказания возможны «как публичное порицание, так и штраф и лишение лицензии».
Когда будет принято решение о санкциях, он не сказал. С момента своего создания ESMA еще не штрафовало рейтинговые агентства.