В понедельник Владимир Путин прилетел с визитом в Армению. Несмотря на высокий статус мероприятия – госвизит, – проходил он в атмосфере непринужденной. Сначала Путин посетил Гюмри, бывший Ленинакан. Здесь дислоцирована 102-я российская военная база, которая, как потом выяснилось, сыграла ключевую роль в единении Армении, России и всего Таможенного союза.
После общения с военными Путин и президент Армении Серж Саргсян отправились на третий армяно-российский бизнес-форум «Россия. Армения. Таможенный союз». Форум работал уже второй час в здании Государственного драматического театра, и ораторы с армянской и российской сторон единодушно высказывались в том духе, что отказ Армении стать ассоциированным членом Евросоюза не означает, что с Евросоюзом армянам не по пути. Хорошо, что Путин опоздал и не слышал этих слов. Ему бы такие разговоры не очень понравились.
Лестницу у парадного входа в театр застелили красной ковровой дорожкой. А газоны на подступах к театру украсили искусственной травой, уложенной квадратно-гнездовым способом. До приезда Путина дорожку покрыли целлофаном, а прилегающие к театру улицы накрыли нарядами полиции и ограничили любое передвижение, на стеклянные ларьки навесили замки.
Целлофан с ковров убрали раньше, чем появился кортеж с мигалками. Перед входом в драмтеатр Путина встречали три статуи, одна из них, самая большая, напоминала артиста Фрунзика Мкртчяна. Подписи под памятником не было, но местный житель пояснил, что это и есть статуя Фрунзика. Памятник подарил любимому городу мэр Гюмри. Народный артист сидел на табуретке сгорбившись, ладони он зажал между колен, а на ботинки падала тень от горбатого носа.
Российский президент тем временем поднялся на второй этаж театра, но в зал так и не попал. На втором этаже Путина и Саргсяна ожидало большое изображение Алексея Миллера, главы «Газпрома». Миллер красовался на огромном экране, но находился в это время в нескольких десятках километров от Гюмри, на Разданской ТЭС. Он ждал отмашки двух президентов, чтобы запустить в рабочем режиме пятый энергоблок ТЭС.
«Хорошо ли нас видите и слышите?» – спросил Путин Миллера через микрофон. «Хорошо видим и слышим, – отвечал Миллер, – мы тут на высоте 1750 метров». «Кажется, на проект было привлечено $300 млн инвестиций?» – подсказал Путин Миллеру, выступавшему без шпаргалки. Миллер подтвердил и это. И дал ток. Пятый энергоблок имеет мощность 480 МВт и будет вырабатывать 3,3 млрд кВт•Ч электроэнергии. Проходя мимо фотостендов с регионами Армении, Путин остановился возле региона Арарат. На фото была изображена гордость Армении в двух экземплярах – в виде горы и в виде знаменитого одноименного бренди. Путин, предпочитающий пиво, задумчиво разглядывал виды региона.
Но его поторопили на новое мероприятие – гашение марок, выпущенных специально к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи. Олимпийская сборная Армении будет представлена во время ХХII зимних Олимпийских игр 2014 года. Путин и Саргсян сначала потренировались в гашении в индивидуальном порядке, а потом ударили синхронно по канцелярскому штемпелю. «Таких марок первого гашения в мире будет всего четыре», – пояснил стоящий рядом с корреспондентом мужчина с бейджем. По одной марке получат президенты на память. Третья марка достанется «Почте России». Кому достанется четвертый раритет, мужчина сказал не сразу. Не хотел сначала говорить, но потом признался: четвертая отойдет армянской почте. Пришлось внимательнее вчитаться в его бейдж. «Первое гашение – это бесценная марка», – добавил глава армянской почты.
Из Гюмри Путин и Саргсян отправились в Ереван, где прошли российско-армянские переговоры о дальнейших шагах по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.
В Ереване с утра проходили акции протеста против вступления Армении в Таможенный союз. Активистов задерживали на улицах, в собственных домах и в общественном транспорте.
Информация о задержаниях постоянно публиковалась в соцсетях. Во второй половине дня правоохранительными органами были оцеплены подступы к президентскому дворцу, площади Свобода перед зданием Ереванской оперы. За оцеплением были видны плакаты «Нет таможенной колонизации», «Армения – свободная страна», «Нет диктатуре», «Прибыл отец Сержика», а на одной из улиц активисты повесили на перилах надземного перехода цветастый халат и сапог – символы унижения армянского народа.
Путин прибыл в Армению как победитель в неравном матче. Противоборствующие стороны – команда почти из трех десятков стран Евросоюза против команды Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Счет был открыт на прошлой неделе – 2:0 в пользу ЕС. Это Грузия и Молдавия парафировали соглашение об ассоциации с ЕС.
Разрыв в счете могла увеличить Украина, но за несколько дней до саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе президент Виктор Янукович передумал интегрироваться с ЕС. Похожая ситуация складывалась и с Арменией, также участвовавшей в программе «Восточного партнерства». Три с половиной года армянский лидер Серж Саргсян адаптировал страну к законодательству ЕС, но в сентябре этого года во время визита в Москву переговорил с Владимиром Путиным и объявил о новом выборе. Армения вступает в ТС и в последующем будет участвовать в формировании Евразийского экономического союза. После заявления Саргсяна счет сравнялся, по крайней мере пока: две страны ушли интегрироваться с ЕС, две – пока нет. Владимир Путин прилетел, чтобы зафиксировать этот результат. Правда, был еще Азербайджан, который тоже воздержался от парафирования соглашений с ЕС. Но записать это решение на чей-либо счет было бы неправильно. Видимой заслуги Кремля в этом нет. Азербайджан, отказавшись от евроинтеграции, показал, что ведет свою игру, чаще согласовывая пасы и подкаты с Анкарой, чем с Брюсселем.
Армения вместе с Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Грузией и Белоруссией является участником программы «Восточного партнерства», рассчитанной на интеграцию республик бывшего СССР с ЕС.
Решение Армении присоединиться к ТС, может, кому-то и показалось неожиданным или случайным, но на самом деле оно было вполне предсказуемым, уверен Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков. Он считает, что оптимальным вариантом был бы такой: Армения и Россия вместе с Евросоюзом.
«Что мешает всем вместе создавать Евразийский союз от Лиссабона до Владивостока, я не понимаю. Почему надо рассматривать саммит «Восточного партнерства» как отрыв Армении от ЕС в пользу России? Крест на Европе никто не ставит», – говорит Тосунян.
Несмотря на то что армянский лидер еще три месяца назад твердо пообещал интегрироваться с Таможенным союзом, интрига сохранялась до последнего дня. Саргсяна пытались перетянуть на свою сторону и еврокомиссары, и внутренняя оппозиция.
И хотя примерно две трети населения Армении, судя по опросам, одобряют вступление в Таможенный союз, оппозиция сильно взбудоражила страну. «Мы не хотим быть колонизированными Россией. Народ Армении не кучка идиотов, чтобы выбрать путь, который ведет к деградации, а не к развитию страны», – заявлял на митингах экс-кандидат в президенты Армении, лидер партии «Национальное самоопределение» Паруйр Айрикян.
Евросоюз действовал мягче. Оставляем двери в ЕС открытыми на случай, если передумаете, доносилось из Брюсселя в Ереван. И на саммите в Вильнюсе «стороны условились о необходимости обновить план действий европейской политики соседства Армения—ЕС». В рамках «Восточного партнерства» Армения успела подписать только соглашение об упрощении визового режима. Как, впрочем, и Азербайджан. А более сговорчивым гражданам Молдавии разрешили безвизовый въезд в ЕС.
Руководство Армении признается, что не просчитало все риски, которые возможны со вступлением в Таможенный союз. Об этом заявлял министр экономики Армении Ваграм Аванесян на форуме в Вильнюсе. Но через пару дней МИД Армении сообщил, что Ереван уже в декабре подготовит «дорожную карту» по интеграции с ТС, а до февраля будет готов к подписанию договора о присоединении.
Не планирует затягивать процесс интеграции и Россия. Договор о Евразийском экономическом союзе будет подписан и ратифицирован в 2014 году, заявил на прошлой неделе председатель Госдумы Сергей Нарышкин, выступая в Казани на международном форуме «Евразийская экономическая перспектива».
Но риски не просчитаны и со стороны Москвы. Главный из них – в чьей юрисдикции, Армении или Азербайджана, должен быть Нагорный Карабах.
«Между Арменией и Карабахом никакой таможенной границы и быть не может», – сообщил «Газете.Ru» глава парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам, член правящей в Армении Республиканской партии Гагик Минасян.
Россия, Казахстан и Белоруссия, пригласив Армению в Таможенный союз, де-факто признали, что территория Карабаха является территорией ТС, уверен Минасян.
Это значит, что в случае силовой фазы борьбы за Карабах между Арменией и Азербайджаном Россия будет обязана участвовать в разрешении конфликта в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Армения – член ОДКБ. А Азербайджан и ее «старший брат» Турция предпочитают дружить с НАТО.
Визит Путина в Армению, начавшийся, по сути, с визита на российскую военную базу, – это показатель того, что армяно-российские отношения могут развиваться по линии военного сотрудничества и производства военной техники, которое необходимо будет реанимировать, поясняет руководитель аналитического центра «Альтернатива» в Ереване Татул Манасерян.
«Для Армении попытка парафировать соглашение об ассоциации с ЕС могла бы иметь непредсказуемые последствия. Вопросы безопасности ЕС не рассматривает, гарантий защиты не дает. А что касается Таможенного союза, то здесь экономические вопросы увязаны с вопросами безопасности», – говорит экс-премьер Армении, отец рыночных реформ начала 90-х ХХ столетия в Армении Грант Багратян.
Вторая проблема – у Армении и Таможенного союза нет общей границы. По словам директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, союз Армении с Таможенным союзом – это в первую очередь политическое решение. Завязать экономический союз в отсутствие общей границы и при наличии буферных государств, отношения с которыми, мягко говоря, прохладные, – Грузии и Азербайджана – задача не из легких.
«Есть два варианта сомкнуть таможенные границы – через Каспийское море минуя Баку и через Иран, с которым у Армении неплохие отношения. Но этому препятствуют экономические санкции США против Ирана», – говорит Евсеев. Второе возможное решение – по Черному морю через Турцию, которая в последнее время смягчила блокаду Армении.
Дипломатические отношения между Турцией и Арменией отсутствуют, граница между странами заминирована с турецкой стороны, но небольшой товарооборот между странами все-таки имеется – примерно $250 млн. Но все грузы идут через Грузию. Из Еревана в Стамбул и Анталью летают чартеры. Есть и туристические автобусные туры на исторические земли Армении – Ван, Карс, Ани. Тоже через Грузию.
Со сменой руководства в Грузии можно ставить вопрос о транзите грузов в Армению через ее границу, уточняет Евсеев, но этому варианту присоединения Армении к Таможенному союзу мешает проблема признания Грузией независимости Южной Осетии и Абхазии.
Существенного экономического эффекта для России от вступления Армении в ТС ждать не стоит, считает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский. Товарооборот между Армений и Россией небольшой. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2012 году товарооборот составил всего $1,2 млрд. В январе–июне этого года – $600,5 млн, а доля в обороте внешней торговли России – всего 0,1%.
«У наших стран огромный потенциал для расширения сотрудничества», – возражает Манасерян. Россия нуждается в развитии новых технологий, это может дать Армения. Здесь развитое сельское хозяйство, Армения может поставлять абрикосы, персики, черешню, чернослив, виноград. Консервированные фрукты. Армения экспортирует форель и живых раков. Примерно по 500 тонн раков в год. А коньяка здесь производят больше, чем вина и пива, вместе взятых.
Объем произведенного в Армении коньяка в январе–октябре 2013 года вырос на 10,1% по отношению к аналогичному периоду 2012 года, составив 15,49 млн л, сообщила на прошлой неделе Национальная статистическая служба.