Дальнему Востоку ищут новые пути развития. Они обсуждались на совещании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, которое проводил премьер-министр Дмитрий Медведев в Комсомольске-на-Амуре 24 октября. В совещании приняли участие главы Минфина, Минэнерго, Минвостокразвития, Минприроды и другие.
Этим летом сообщалось, что в течение пяти лет на развитие Дальнего Востока будет выделено в общей сложности 500 млрд рублей, по 100 млрд рублей в год. Однако до сих пор власти были недовольны тем, как реализуется проект развития региона. Из-за этого, по данным источника «Газеты.Ru» в правительстве, 31 августа постов полпреда в ДВФО и главы Министерства по развитию Дальнего Востока лишился Виктор Ишаев.
Применявшиеся ранее меры по развитию региона не принесли экономического эффекта, заявил 24 октября Дмитрий Медведев. До сих пор большинство инвесторов выражает готовность открыть на Дальнем Востоке только базовое производство, сказал на совещании управляющий партнер консалтинговой компании Ernst & Young по России Александр Ивлев.
Сейчас регион может ориентироваться на три сценария развития, которые перечислил Медведев.
Первый — замещать импорт и делать акцент на внутренний региональный рынок, объем которого составляет в настоящее время $90 млрд, или менее 5% ВВП России. «Скажем откровенно, население Дальневосточного округа совсем небольшое — 6,3 млн человек, а размер этого рынка — менее 5% от общероссийского», — сказал Медведев.
Второй вариант — ориентация на общероссийский рынок, что затруднительно из-за плохой транспортной доступности региона и других регионов России.
Третий вариант — развитие экспортного потенциала Дальнего Востока за счет увеличения поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, совокупный ВВП которого составляет $50 трлн, или более двух третей мирового ВВП. Сегодня страны АТР импортируют более чем на $6 трлн в год, в том числе $4,9 трлн в год составляет несырьевой импорт, сказал на совещании назначенный 11 сентября министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Новый министр рассчитывает, что тот импорт, который сегодня есть в АТР, — «это потенциальный экспорт тех производств, которые могут разместиться на Дальнем Востоке».
«Даже примерные расчеты показывают, что, если 2% объема импорта стран АТР будет экспортироваться с Дальнего Востока, это минимум удвоение валового регионального продукта. Но на самом деле гораздо больше… за счет мультипликативного эффекта», — надеется Галушка.
Правда, министр, судя по всему, не учитывает тот факт, что внутри АТР уже развита и отлажена система импорта. И хотя внутренний драйвер развития внутри региона не рассматривается, на рынке АТР Россию «никто не ждет», признал на совещании премьер Медведев.
Тем не менее, судя по заявлениям участников совещания, сделанным ими на заседании, третий вариант — ориентация на экспорт в АТР — является предпочтительным. Это после совещания подтвердил журналистам вице-премьер, полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев.
Новый министр Галушка предложил создать национальную сеть территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, которые будут предполагать особые экономические условия для развития проектов. Галушка рассчитывает, что деятельность компаний, которые будут работать на этих территориях, будет ориентирована на экспорт.
«Но нужно осознать конкурентный профиль таких зон», — предупреждает Галушка.
Министр природных ресурсов России Сергей Донской заявил «Газете.Ru», что его ведомство предлагает ввести налог на дополнительный доход (НДД) по углеводородным проектам на территории Дальнего Востока. Он может заменить НДПИ в отдельно взятом регионе — Дальнем Востоке. При такой схеме смещается акцент с налогообложения валовых показателей добычи на налогообложение сверхдоходов, исходя из финансовых показателей компании. К предметному обсуждению этой модели в правительстве могут приступить не раньше начала следующего года, сказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией.
«Кроме того, мы обсуждаем идею расширения списка проектов на Дальнем Востоке, которые могут быть реализованы в рамках концессии», — сказал Донской «Газете.Ru».
Ранее в этом году Дальний Восток уже получил новую налоговую льготу — речь идет об обнулении налога на добычу твердых полезных ископаемых на новые проекты, напомнил он.
Против введения НДД выступает Минфин. Глава ведомства Антон Силуанов заявил «Газете.Ru», что это «повлечет за собой недополучение значительной части налогов».
«В текущей экономической ситуации это (принятие положительного решения по налоговой льготе. — «Газета.Ru») вряд ли возможно», — сказал Силуанов.
Трутнев заявил, что Минвостокразвития может получить ряд полномочий от других министерств, в том числе функций Минрегиона в части, которая касается Дальнего Востока, а также ряда полномочий МЭР по созданию особых экономических зон. «Кроме того, мы должны иметь девелопера, то есть компанию, которая будет готовить площадки для инвесторов с инфраструктурой, создавать технопарки и элементы особой экономической зоны», — сказал Трутнев, комментируя основные решения по итогам совещания.
Планы по развитию Дальнего Востока разрабатываются параллельно с работой по ликвидации последствий наводнения в регионе. Ущерб от него глава Минрегиона Игорь Слюняев ранее оценил в 40 млрд рублей. Он уточнил, что 30% от этой суммы перечислены и что около 15 млрд рублей — это затраты на восстановление жилья. В этом году Дальний Восток получит 40 млрд рублей из перераспределяемых 318 млрд рублей, которые по итогам 2013 года появились в бюджете за счет поступления дополнительных нефтяных доходов. Об этом 7 октября сообщала «Газета.Ru» после совещания у премьер-министра в Горках, на котором обсуждались поправки в бюджет на текущий год и плановый период 2014–2015 годов.
24 октября премьер-министр потребовал от министров и представителей крупных компаний с госучастием регулярно посещать Дальний Восток, чтобы контролировать развитие ситуации в регионе и следить за исполнением собственных поручений.