Частная китайская компания Lenovo Group — крупнейший в мире производитель персональных компьютеров — подала заявку на покупку канадского производителя смартфонов BlackBerry, сообщает со ссылкой на осведомленные источники газета The Wall Street Journal.
Lenovo, недавно вышедшая на рынок смартфонов, быстро набрала обороты на внутреннем рынке и теперь поставляет больше смартфонов, чем BlackBerry. На китайского производителя приходится 4,7% мирового рынка смартфонов (данные по итогам второго квартала от Gartner), тогда как на BlackBerry — 2,7%. Теперь Lenovo может потеснить канадскую Fairfax Financial Holdings (с ней BlackBerry договорилась о сделке на $4,7 млрд) и американские Cisco Systems и Google. И хотя на прошлой неделе канадские власти заблокировали покупку подразделения Manitoba Telecom Services египтянином Нагибом Савирисом под предлогом угрозы национальной безопасности, BlackBerry, смартфонами которой пользуются высокопоставленные лица Канады, вполне может быть отдана китайцам.
Это характерный пример нарастающей экспансии китайских компаний, с одной стороны, и заинтересованности государств в притоке инвестиций из КНР — с другой.
С 2005 года китайские компании вложили за рубеж $688,2 млрд, подсчитали в The Heritage Foundation. Из них $58,2 млрд — в Австралию, $57,6 млрд — в США, $37,6 млрд — в Канаду, $28,2 млрд — в Бразилию, $25,9 млрд — в Индонезию, $18,6 млрд — в Иран, почти столько же ($18,5 млрд) — в Нигерию, $17,8 млрд — в Великобританию и $17 млрд — в Россию. В суверенных фондах Китая имеется более $1 трлн.
В декабре 2012 года была одобрена покупка канадской нефтяной компании Nexen китайской госкомпанией Cnooc. В США та же Lenovo в 2005 году купила подразделение IBM по производству ПК за $1,25 млрд — на тот момент это была одна из самых крупных зарубежных покупок, сделанных Китаем. Теперь масштабы увеличились в разы.
В сентябре китайская Shuanghui International Holdings завершила приобретение американской Smithfield Foods (мировой лидер по производству свинины) за $4,7 млрд — самое крупное китайское поглощение в США.
Но даже на этом фоне Великобритания отличается своим отношением к китайским компаниям.
Здесь они пользуются особенной популярностью. Как напомнил на днях министр финансов Джордж Осборн, китайцы владеют частью лондонского водопровода, долей в аэропорте Хитроу и производителем хлопьев Weetabix.
15 октября в ходе недельного визита в КНР большой делегации из Лондона был подписан меморандум о намерениях, ключевой пункт которого — превращение лондонского Сити в крупнейший зарубежный центр по торговле в юанях.
Согласно документу лондонские инвесторы смогут получить лицензию на проведение операций в юанях на £8 млрд (80 млрд юань), чтобы напрямую, минуя Гонконг, покупать китайские акции и бонды, сократив таким образом свои расходы.
Китайские банки получают право открывать свои филиалы в Соединенном Королевстве.
«На Западе нет другой страны, столь же открытой для инвестиций, особенно из Китая», — заявил Осборн студентам Пекинского университета. Он ожидает, что юань станет для британцев таким же знаком, что и доллар. Впрочем, Лондон уже лидер по обороту торговли в юанях с $5,3 трлн в день.
Британцы уже близки к тому, чтобы продать Китаю свою атомную электростанцию.
Госкомпания КНР Chinese General Nuclear Power Group (CGN) намерена участвовать в строительстве новой АЭС Hinkley Point в графстве Сомерсет. Пока речь идет о роли партнера для французской EdF, которая будет руководить проектом, общая стоимость которого — $21,5 млрд. По данным BBC, EdF также ведет переговоры с китайскими China National Nuclear Corporation (CNNC) и State Nuclear Power Technology Corporation (SNPTC). Осборн встретился с руководством каждой из них.
Пока речь идет о 30% доли китайской компании в АЭС. Однако в будущем, по словам Осборна, Китай может рассчитывать на контрольный пакет в электростанции.
Ведущий Центрального телевидения Китая Жуй Чэнган заключает, что Китай нужен Британии гораздо больше, чем Британия Китаю. «Ни размер делегации, ни выказанное желание привлечь китайские инвестиции не стали сюрпризом, поскольку для нас это норма, это реальность», — сказал Чэнган.