За девять месяцев 2013 года промышленное производство возросло всего на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил во вторник Росстат. И хотя в годовом выражении в сентябре рост ускорился до 0,3% с 0,1% в августе, третий квартал стал самым провальным в этом году. Динамика роста промпроизводства оказалась отрицательной: статистическое ведомство зафиксировало спад на 0,1%.
Ранее власти говорили о том, что ждут перелома негативной тенденции в экономике в третьем квартале. Так, в январе и феврале 2013 года в годовом выражении оно упало на 0,8% и 2,1% соответственно. Два первых весенних месяца внесли позитив. Тогда рост составил 2,6% и 2,3%. Однако май снова разочаровал. В последний весенний месяц промышленность упала на 1,6%. В июне рост промпроизводства составил 0,1%, но в июле снова был спад. На этот раз на 0,7%.
В целом за девять месяцев 2013 года объем добычи полезных ископаемых вырос на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объем промпроизводства в обрабатывающих отраслях уменьшился на 0,3%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды сократилось на 0,5%. Производство легковых автомобилей за январь – сентябрь этого года упало на 2,5%. Производство хлеба и хлебобулочных сократилось на 3,2%.
Напомним, за девять месяцев 2012 года рост промпроизводства составил 2,9%. При этом по итогам прошлого года был зафиксирован рост в 2,6%. В этом году, по прогнозам Минэкономразвития, сделанным в августе, рост промпроизводства может составить 0,7%.
Прогноз министерства на следующие три года тоже не очень оптимистический: 2,2% роста в 2014 году, 2,4% — в 2015-м и 2% — в 2016 году.
При этом не исключено, что такой прогноз окажется слишком оптимистическим и его придется корректировать.
«При такой динамике промпроизводство может не выйти на ранее прогнозируемые показатели», — сообщил во вторник замминистра экономического развития Андрей Клепач.
По словам Василия Тануркова, заместителя начальника управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал», среди внутренних причин падения промпроизводства можно выделить резкое замедление госрасходов и перегрев рынка потребкредитования.
«Внешние факторы тоже значимы — инвесторы охладели к развивающимся рынкам. Не в последнюю очередь это охлаждение связано с политическими волнениями в Турции, Бразилии и некоторых других развивающихся странах», — комментирует Антон Шабанов, эксперт банка БКС Премьер.
Говоря о прогнозе роста ВВП по итогам текущего года, Клепач отметил, «есть риски, что он может быть ниже». При этом официальный прогноз роста ВВП по итогам года составляет 1,8%.
В этой ситуации логично ожидать, что ЦБ мог бы стимулировать экономику с помощью изменения ключевой ставки ЦБ. Однако регулятор дал понять, что решил сосредоточиться на контроле над инфляцией, а не на экономическом росте. В следующие три года будет проводиться политика последовательного снижения инфляции, заявила в начале октября глава ЦБ Эльвира Набиуллина на парламентских слушаниях в Совете Федерации. По ее мнению, контроль за уровнем инфляции «является лучшим ответом ЦБ на экономические вызовы сегодняшнего дня». Ориентир ЦБ по инфляции на этот год — 5–6%. И регулятор намерен уложиться в этот прогноз.
По словам главного аналитика Бинбанка Наталии Шиловой, Банк России может пойти на снижение ключевых ставок только когда инфляция будет ниже 6%. Остальные эксперты также считают, что снижения ставок в ближайшее время вряд ли стоит ожидать. Так, по итогам состоявшегося вчера заседания совета директоров Банка России ЦБ оставил ключевые ставки без изменения. «Мы продолжаем считать вероятность понижения ставок регулятором до конца года невысокой. Снижение ставок может быть отложено до достижения уровня 5,5% по итогам года, что может произойти не раннее первого квартала 2014 года», — говорит Дмитрий Дорофеев, аналитик компании БКС.
По словам Шиловой, для стимулирования экономического роста нужно или запускать масштабные программы государственных инвестиций в инфраструктурные проекты, или создавать привлекательные условия для инвестирования со стороны бизнеса.
«Масштабных инвестиций со стороны бизнеса можно ожидать только при прозрачных правилах игры со стороны государства, надежной защите собственности, которую можно обеспечить только через независимую судебную систему», — говорит она.
Аналитик компании «Открытие» Алексей Павлов считает, что самым действенным катализатором могло бы стать снижение налоговой нагрузки на бизнес. «Впрочем, учитывая позицию Минфина по вопросу бюджетного дефицита, данная возможность представляется чем-то из области научной фантастики», — говорит эксперт, добавляя, что вряд ли в ближайшее время удастся быстро восстановить темпы роста экономики.
Впрочем, слабая надежда все-таки есть. И связана она скорее с улучшением ситуации на внешнем рынке. «Вероятно, четвертый квартал в Европе покажет улучшение, а поскольку 50% товарооборота России приходится на Европу, то уже в первом квартале следующего года мы увидим улучшение экономических показателей. Весь вопрос, насколько стойкими могут быть положительные тенденции, если не проводить реформы», — резюмирует Антон Шабанов.