Уголь к 2020 году станет самым потребляемым топливом в мире, вытеснив с этой позиции нефть. К таковому выводу пришли аналитики компании Wood Mackenzie.
По их прогнозам, к 2020 году объем потребления угля в мире составит 4,5 млрд т нефтяного эквивалента, превысив спрос на нефть (4,4 млрд т).
За период с 2010 по 2020 год спрос на уголь вырастет на 25%, говорится в исследовании. При этом две трети этого роста будут приходиться на КНР. В период с 2000 по 2010 год объем мирового потребления угля вырос с 2,3 млрд т нефтяного эквивалента до почти 3,6 млрд т. Рост спроса на нефть за тот же период, по данным Wood Mackenzie, был менее существенным — с 3,5 млрд т до 4 млрд т.
«Причиной повышения роли угля в мировой энергетике является растущий спрос Китая и Индии. Потребление угля в США, Европе и Азии также будет поддерживать спрос на этот энергоноситель», — отмечается в докладе. «Урбанизация и индустриализация продолжат поддерживать рост экономики Китая. В связи с изобилием и доступностью запасов в качестве основного вида топлива в КНР активно будет использоваться уголь», — поясняет Уильям Дурбин из Wood Mackenzie, которого цитирует Reuters.
Китай занимает второе место в мире после США по уровню потребления энергоресурсов, и, хотя эта страна постепенно изменяет энергобаланс в пользу газа, рост энергомощностей (а КНР строит их больше всех в мире) заставляет китайцев закупать все больше угля. В Индии, где население ненамного меньше, чем в Китае, энергообеспеченность в разы меньше, миллионы людей обходятся без электричества. И здесь у Индии два выхода — закупать дешевый уголь или более дорогой газ.
Рост мирового производства и потребления угля имеет несколько причин. Во-первых, меняется энергобаланс в странах, отказавшихся от атомной энергетики после катастрофы на «Фукусиме-1», отмечает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Германия и ряд других стран приняли решение полностью отказаться от использования атомных станций. Доля возобновляемой энергетики и газа растет, однако недостаточно быстро, чтобы заместить атом.
Во-вторых, мировой рынок наполняется дешевым американским углем. США в ходе «сланцевой революции» смогли наладить производство дешевого сланцевого газа, а это топливо более экологично, чем уголь, говорит Пикин.
В итоге сланец Штаты не могут экспортировать, так как не позволяет инфраструктура, а вот американский уголь уходит на экспорт по низким ценам.
При этом попытки правительств ограничить загрязнение атмосферы углекислым газом, по мнению экспертов Wood Mackenzie, не окажут существенного влияния на объемы потребления угля. «Если разработать и более эффективно использовать технологии контроля за выбросами, Китай сможет поддерживать воздух чистым и использовать больше угля для обеспечения роста экономики», — утверждает Дурбин.
Однако пока угольное топливо не выдерживает требований к экологичности.
В середине сентября правительство Китая, на рост потребления угля в котором делают ставку эксперты, обнародовало план действий по борьбе с загрязнением воздуха. В частности, КНР намерена сократить потребление угля до уровня ниже 65% от общего объема первичной энергии к 2017 году.
Рост доли угля, как в российской, так и в мировой энергетике, вызывает серьезные опасения экологов. Причем не только из-за выбросов парниковых газов (при использовании угля они примерно вдвое выше, чем при газовой генерации). Здоровью людей, живущих в непосредственной близости от предприятий, работающих на угле, наносится серьезный вред, отмечает руководитель программы по экологической политике ТЭК российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Книжников.
Опасаются не только экологи. Так, Европейский банк реконструкции и развития в опубликованной недавно программе принял на себя обязательства не финансировать новые проекты угольной генерации.
В России ситуация несколько иная. В период реформы РАО ЕЭС были планы наращивать угольную генерацию, а газ должен был идти преимущественно на экспорт. «Однако потребление газа в странах – партнерах «Газпрома» не выросло так, как ожидалось, и газ остался в России. Сейчас почти все энергомощности в России строятся именно под газ», — констатирует Пикин. Кроме того, транспортировка угля в европейскую часть России обходится достаточно дорого, а цены на газ и его транспортировку внутри страны низкие. Однако перспективы развития угольной генерации есть и в России. Так, на недавнем заседании президентской комиссии по ТЭК, состоявшемся в Кемерове, было сформулировано требование увеличить использование угля в генерации на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.