Как легко догадаться из названия, премия учреждена Банком Швеции. О ее создании было объявлено в 1968 году — в год 300-летия основания этого банка, а первыми лауреатами в 1969 году стали стали экономисты из Нидерландов и Норвегии Ян Тинберген и Рагнар Фриш за развитие динамических моделей анализа экономических процессов. Фриш, помимо прочего, также известен как создатель эконометрики и автор терминов «макроэкономика» и «микроэкономика».
Денежная часть премии, как считается, не самый важный ее аспект, так как обладателями награды обычно становятся состоявшиеся западные ученые-экономисты, имеющие стабильные и высокие доходы.
Но все же упомянем, что в 2013 году размер премии составляет 8 млн шведских крон, что примерно соответствует €911,5 тыс. Это та же сумма, что получают обладатели «настоящих» Нобелевских премий. Интересно, что в период с 2001 по 2011 год включительно размер премии составлял ровно 10 млн шведских крон, но с прошлого года был снижен.
С другой стороны, нынешняя сумма призовых с учетом инфляции практически точно равняется изначальной сумме, которую имел в виду Альфред Нобель. В случае если премию получают сразу два или три лауреата, денежная часть остается неизменной и делится поровну между ними.
В 44 церемониях награждения, прошедших до нынешнего года, приняли участие 71 лауреат, из них только одна женщина — Элинор Ностром из США. Два ученых одновременно получали премию 17 раз, пять раз ее делили между тремя экономистами, в половине же случаев премия доставалась одному человеку.
С самого основания экономическая «Нобелевка» подвергалась критике — Альфред Нобель не любил экономистов (как и математиков), поэтому его наследники сомневались в необходимости и этичности введения подобной премии.
Более того, в 1971 году имя Нобеля даже убрали из названия, но уже на следующий год оно вернулось, и в том ими ином виде используется шведским банком до сих пор.
Современная критика премии заключается в основном в сомнительной важности достижений тех или иных лауреатов, а также в прозападной (часто проамериканской) ориентированности выбора. В общей сложности из 71 экономического нобелиата 48 имеют гражданство США (единственное или второе), причем с 2000 года включительно из 27 лауреатов насчитывается лишь три формальных неамериканца (киприот Кристофер Писаридес, живущий в Лондоне, норвежец Финн Кидланд, с 1977 года преподающий в США, и британец Клайв Грэнджер, в 1974 году уехавший в Штаты и умерший там в 2009 году).
Кроме того, проблема заключается в большом разнообразии школ в экономической науке, часто имеющих прямо противоположные взгляды на одни и те же вопросы, но равно уважаемых экономическим научным сообществом. Наиболее яркий пример удивительной «всеядности» Шведской академии наук, определяющей победителей, относится к 1974 году, когда обладателями премии одновременно стали ультралиберал Фридрих Август фон Хайек и социалист Гуннар Мюрдаль. Оба ученых оказались недовольны «соседством» и позже предложили вообще упразднить премию.
В более поздние годы прямых конфронтаций между лауреатами одного года не встречалось, но в разные годы премии доставались то стороннику активного вмешательства государства в экономику Полу Кругману, то рыночникам Кристоферу Симсу и Томасу Сардженту.
Наконец, одной из самых спорных практик представляется присуждение премии неэкономистам: в 2002 году ее получил психолог Даниэль Канеман, в разные годы премия доставалась нескольким математикам, а часть экономистов работала больше в области политологии на стыке с экономикой.
Несмотря на то что вклад этих людей непосредственно в экономику не отрицается, выбор именно их в качестве «нобелевских» лауреатов многими ставится под сомнение.
Предсказать, кто станет победителем 2013 года, как и почти всех предыдущих лет, весьма сложно. Комитет, определяющий лауреатов, не раскрывает конкретных принципов, по которым присваивает почетное звание, поэтому специалисты и пресса лишь гадают, пытаясь понять, на кого ставить в этой гонке. Тем не менее каждый год называется несколько наиболее вероятных кандидатов, имена которых отражают направления в экономической науке, которые представляются на данный момент наиболее значимыми и одновременно наименее отмеченными наградами.
По мнению экономистов, опрошенных изданием Wall Street Journal, cреди претендентов 2013 года интерес представляют следующие группы ученых. Дуглас Даймонд из Университета Чикаго и Филипп Дибвиг из Университета Вашингтона, Сент-Луис. В 1983 году они разработали теорию «бегства из банков» — не всегда оправданной паники вкладчиков, приводящей к краху банков, и способы борьбы с ней.
На фоне происходящих в мире событий эта тема кажется актуальной.
Возможно, внимание комитета по награждению привлекут работы в области государственного регулирования. Жан Тироль из Экономической школы Тулузы известен трудами в области антимонопольного законодательства и регулирования корпораций. Другие кандидаты из той же области научных знаний — Бенгт Холстром из MIT, Оливер Харт из Гарварда Гэри Гортон из Йеля и Пол Милгром из Стэнфорда.
Агентство Thomson Reuters в своих прогнозах основывается на индексе цитирования ученых. По мнению его специалистов, в этом году на премию в области экономики претендуют Джошуа Ангрист из MIT, Дэвид Карт из Университета Калифорнии и Алан Крюгер из Принстона.
В понедельник мы узнаем, насколько предсказуемы результаты нобелевских выборов, но в любом случае популярность премии гарантирует, что внимание обывателей хоть на какое-то время будет привлечено к экономической науке.