Банкротство Нью-Йоркской городской оперы, о котором она сообщила в начале октября, не стало неожиданностью ни для любителей музыки, ни для финансистов. Компания испытывала денежные трудности уже несколько лет, из-за чего была вынуждена в 2011 году покинуть свое здание, а в 2012 году в разы сократить зарплату многим сотрудникам.
В последний момент руководство театра пыталось собрать необходимые для продолжения деятельности средства через сервис «народного финансирования» Kickstarter, но не преуспело, получив от жертвователей лишь чуть больше $300 тыс. При необходимых $20 млн на сезон и $7 млн, чтобы пережить сентябрь 2013 года, этого было явно недостаточно.
По сообщению газеты The New York Times, последним гвоздем в гроб коллектива стала постановка на ее сцене известного шоу «Анна Николь». Это произведение композитора Марка-Энтони Тёрниджа более или менее правдиво рассказывает о судьбе Анны Николь Смит — актрисы, стриптизерши, звезды журнала Playboy, ставшей однажды женой 89-летнего миллиардера Джеймса Говарда Маршалла II. Через 14 месяцев после свадьбы муж умер, а 27-летняя вдова вступила в тяжкий спор о наследстве с его семьей.
В ходе 11-летней юридической битвы умер сначала ее основной противник — сын Джеймса Говарда Маршалла II, а в 2007 году и сама Анна Николь Смит была найдена мертвой. Авторы оперы в целом комплиментарно относятся к Анне Николь, считая ее «жертвой жестокого мира» и «уязвимой женщиной». Семья же Джеймса Говарда Маршалла II, в течение десяти с лишним лет защищавшаяся от попыток бывшей стриптизерши получить многомиллионное наследство, считает иначе.
Деньги умершего миллиардера инвестированы во вторую по размерам частную (то есть не торгуемую на бирже) компанию США Koch Industries, в которой его семье принадлежит 16% акций. Остальные бумаги поровну поделены между братьями Дэвидом и Чарльзом. Журнал Forbes оценивает состояние каждого из братьев в $36 млрд, что делает их одними из самых богатых людей в США (они делят четвертое-пятое места в этом списке), а Дэвида, живущего в Нью-Йорке, — самым состоятельным жителем крупнейшего города страны.
Дэвид Кох известен не только как бизнесмен, либертарианец и политический активист, но и как один из крупнейших филантропов: общая сумма его пожертвований на науку и искусство приближается к миллиарду долларов. Среди культурных институтов, которые поддерживает Кох, была и Нью-Йоркская городская опера.
Вероятно, руководство труппы и на этот раз рассчитывало получить несколько миллионов от постоянного крупного спонсора, но встреча директора Джорджа Стила с Дэвидом Кохом, состоявшаяся после совместного просмотра «Анны Николь», закончилась безрезультатно: мультимиллиардер, по свидетельству The New York Times, сообщил, что «его друзья будут не совсем довольны» постановкой. Ранее от финансирования коллектива по разным причинам отказались и другие долговременные спонсоры.
Причиной финансового краха New York City Opera стало плохое управление в течение последних 10 лет, когда ее бюджет каждый год сводился с дефицитом, финансировавшимся за счет займов. Но окончательно занавес упал в результате неудачного выбора репертуара: обижать ключевых спонсоров компании, не зарабатывающей даже на текущие расходы, все же, вероятно, не стоило.