Верхняя граница потолка госдолга будет достигнута раньше, чем предполагалось, объявил в среду министр финансов (секретарь казначейства) США Джейкоб Лью. К 17 октября в распоряжении правительства останется всего $30 млрд без права дополнительно занять средства. Как подсчитал Бюджетный комитет конгресса, эти деньги израсходуют к 22–31 октября.
Это хуже августовских подсчетов казначейства, по которым выходило, что к середине октября останется как минимум $50 млрд.
«С тех пор мы получили квартальные налоговые отчисления компаний и физлиц, а также уточненную информацию по целевым фондам, в том числе по военному пенсионному фонду. Теперь министерство считает, что чрезвычайные меры понадобятся, самое позднее, 17 октября. Мы полагаем, что к этому моменту в распоряжении казначейства останется около $30 млрд на расходы государства, чего явно недостаточно для покрытия расходов, которые могут достигать $60 млрд», — предупредил Лью в письме, направленном в конгресс.
«Если мы не будем располагать достаточным количеством наличных средств, США впервые за всю свою историю окажутся не в состоянии расплатиться по обязательствам», — продолжает министр.
Уже 1 ноября США могут оказаться не в состоянии выплатить положенные $55 млрд по социальному и медицинскому страхованию, а также на военные расходы, уточняет газета The Wall Street Journal.
Проблема госдолга США остро стоит перед конгрессом вот уже более двух лет. В 2011 году затянувшаяся дискуссия привела к тому, что международное агентство Standard & Poor's впервые с 1917 года понизило кредитный рейтинг США (на один уровень, до АА+). В 2012 году проблема госдолга наложилась на обсуждение так называемого фискального обрыва — одновременного сокращения расходов госбюджета и прекращения действия налогов с 1 января 2013 года. 31 декабря 2012 года госдолг в очередной раз вплотную подошел к границе ($16,4 трлн), и Минфину пришлось идти на «чрезвычайные меры» — высвободить около $200 млрд на текущие потребности, чтобы не допустить дефолта. Только в конце января 2013 года конгресс снял угрозу невыплат по счетам, отменив все ограничения по госдолгу до середины мая. Госдолг на 19 мая был автоматически одобрен в качестве предельно допустимого — $16,7 трлн.
Октябрьский раунд обсуждения повышения лимита госдолга обещает быть особенно сложным.
Параллельная дискуссия, вызванная «Актом о доступном здравоохранении» или Obamacare, показала, что республиканцы и демократы утрачивают способность договариваться. Даже под угрозой остановки финансирования правительства 1 октября, когда начнется следующий финансовый год, политические партии не могут утвердить бюджет страны. Республиканцы в палате представителей одобрили бюджет только при отказе от выделения средств на Obamacare. Контролируемый демократами сенат не одобрит такой вариант. Поднять потолок госдолга республиканцы согласны тоже только в обмен на замораживание программы Obamacare на год. Президент Барак Обама настаивает на повышении лимита без дополнительных условий и отказывается обсуждать предложение республиканцев.
«Эти люди считают, что это нормальная практика — поставить страну под удар, чтобы добиться цели, — негодует конгрессмен-демократ Питер Уэлч. — Довольно дикое поведение».
В отличие от предыдущих лет сейчас даже закулисных переговоров о соглашении, которое устроило бы обе стороны, не ведется, пишет WSJ.
Ситуация с госдолгом вкупе с неопределенностью дальнейшей судьбы стимулирования от американского регулятора нервирует участников торгов. Новое тревожное сообщение от казначейства вызвало умеренное понижение биржевых индексов: в среду индекс Dow Jones потерял 0,4%, S&P500 понизился на 0,3%, NASDAQ — на 0,2%. Фьючерсы на нефть марки Brent подешевели на $0,72, цена барреля составила $107,92. Золото, как актив для спасения, подорожало на $10, до $1332 за унцию. Доходность десятилетних облигаций казначейства США упала на 0,4 процентных пункта и составила 2,62% — минимум за последние полтора месяца.
«Боюсь, что у всех нас есть ложное чувство защищенности», — комментирует сенатор-демократ Марк Уорнер. Многие привыкли к склокам в конгрессе США и ждут, что решение будет найдено за несколько часов до крайнего срока. «Но это может быть тот самый случай, когда волки действительно пришли», — предупреждает он.