— В этом году Panasonic объявила о масштабном сокращении штата, неэффективных подразделений. Расскажите про результаты проведенной реструктуризации.
— Напомню, что программу реструктуризации компания начала реализовывать при новом президенте Казухиро Цуга. Перед всеми подразделениями Panasonic была поставлена задача достичь 5-процентного показателя операционной прибыли в ближайшие три года. Было сокращено достаточно много сотрудников, причем значительная часть — в Японии.
Ранее в компании было 88 подразделений, на сегодняшний день их осталось 49, а все работы сосредоточились в рамках четырех направлений.
Квартальная прибыль компании увеличилась в восемь раз. С апреля по июнь 2013 года чистая прибыль Panasonic составила 107,83 млрд иен (около $1,1 млрд). Консолидированная выручка корпорации выросла на 1%, до 1824 млрд иен, операционная прибыль увеличилась на 66%, составив 64,2 млрд иен. Прогноз на объем продаж в 2013–2014 финансовом году (начался в апреле 2013 календарного года) — 7200 млрд иен. Операционная прибыль, по прогнозам, составит 250 млрд иен, чистая прибыль — 50 млрд иен.
— Рассчитывает ли компания на развитие японской экономики и на рост спроса в Японии?
— После аварии на АЭС «Фукусима» стала резко развиваться отрасль жилищного строительства. Возник дефицит электроэнергии внутри страны.
Кроме того, стали более востребованы энергосберегающие технологии и технологии накопления электроэнергии. Не менее важными являются технологии для электромобилей. На руку японским производителям играет и понижение курса иены.
Важно, что Япония по-прежнему составляет существенную часть рынка сбыта компании — около 50%.
— А что вы можете сказать о российском рынке?
— Российский рынок очень перспективен, особенно с точки зрения мелкой бытовой техники, мультиварок, где у Panasonic лидирующие позиции, мясорубок и прочих продуктов. Это логично — в России любят готовить дома. Компания также успешно работает в секторе стационарной телефонии, систем безопасности, дисплеев и передающих систем.
— Как вы собираетесь соревноваться с Apple или Samsung? Ваша продукция на рынке планшетов достаточно дорогостоящая…
— Мы не так сильны на рынке массового потребления, в том числе телевизоров, планшетов или потребительской техники.
Наш акцент на будущее — направление B2B. Мы не конкурируем напрямую с Apple или Samsung.
Наши планшеты предназначены для специализированного потребления, в том числе в медицине, военной отрасли. В рамках выставки IFA мы представили новый продукт — планшет Toughpad 4K, который подойдет инженерам, редакторам, архитекторам. Для них это уникальный продукт в плане качества изображения — его экран поддерживает 4К.
— Отказ от производства смартфонов окончательный?
— Рынок смартфонов в Европе и России уже достаточно зрелый и насыщенный. Мы попытались выйти на него, но в конечном итоге оставили эту идею. Мы собираемся в следующем году презентовать смартфоны для узкоспециализированных рынков. А от телефонов массового потребления решили отказаться даже в Японии.
— Рынок бытовой техники компания, напротив, рассматривает как перспективный — недавно приобретен пакет акций словенской компании Gorenje. Планируются ли новые покупки в Европе?
— Мы приобрели долю в Gorenje, потому что эта компания, с одной стороны, является крупным экспортером на рынки Восточной Европы и России, с другой — обладает высоким технологическим потенциалом.
Мы собираемся запустить линии на двух новых заводах в Сербии — по производству стиральных машин и холодильников. Сербия была выбрана по нескольким причинам: квалифицированный персонал и низкие издержки производства, кроме того, соглашение о свободной торговле с Россией и ЕС. Через два года мы представим новую продукцию совместного предприятия. Мы также инвестировали в «облака» — приобрели компанию Cameramanager.com, ведущего европейского поставщика услуг видеонаблюдения на основе «облачных» вычислений. Я не исключаю и новые инвестиции.
— Как реализуются планы по созданию системы FlyNet, которая позволит пассажирам авиакомпаний пользоваться сотовой связью во время полета? С какими компаниями она тестируется?
— Все авиакомпании сейчас работают над организацией связи на рейсах. Мы плотно сотрудничаем с компанией Lufthansa. Много в этом направлении делают ближневосточные и азиатские компании. У нас хорошие позиции на рынке производства оборудования для индустрии развлечений на борту.
— Акции Panasonic в этом году достаточно сильно росли, многие связывали это со спекулятивными факторами.
— Я думаю, что рост акций объясняется позитивной конъюнктурой. У нас новые направления — в новых категориях, в том числе в энергетике. С другой стороны, позиции японских компаний усиливаются за счет роста японской экономики.
Кроме того, мы решили выплатить промежуточные дивиденды за полугодие, что является позитивным сигналом.
— Какие меры были приняты в связи с сообщениями о коррупции в подразделении компании Panasonic Avionics Corporation?
— Расследование того случая продолжается. Что касается позиции компании, мы не приемлем коррупцию и принимаем разные меры, чтобы наши сотрудники не были замешаны в подобных случаях, включая образовательные меры, контроль, внешний и внутренний аудит.
— Каким вы видите будущее электроники?
— Становится все больше и больше интерактивности, развивается модель «умного дома». Совсем скоро вы сможете говорить с бытовой техникой и даже получать советы от нее. Например, сможете указать мультиварке, что гуляш в прошлый раз был пережарен, и техника будет как бы учиться вместе с вами. Со временем она сможет проверять наличие необходимых продуктов в холодильнике, направлять заказы на доставку в супермаркет и напоминать вам, что вы готовили в прошлый раз гостям, чтобы не повторяться. Пока мы только на старте развития подобных технологий.