Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы (ФРС) США решил оставить программу стимулов, известную как «третье количественное смягчение» (QE3), без изменений. ФРС продолжит выделять $85 млрд ежемесячно — $45 млрд на покупку долгосрочных казначейских облигаций и $40 млрд на ипотечные облигации. «Прежде чем корректировать темпы покупки, Комитет решил дождаться лучших доказательств того, что прогресс (в экономике США. — Газета.Ru) устойчивый», — сказано в заявлении, опубликованном по итогам двухдневного заседания.
Пока восстановление экономики идет «умеренными» темпами, отмечает ФРС. На рынке труда наблюдается ряд положительных изменений, но уровень безработицы остается повышенным. Расходы домохозяйств и инвестиции предприятий увеличиваются, жилищный сектор укрепляется, однако ставки по ипотечным кредитам продолжают расти, а налогово-бюджетная политика сдерживает экономический рост. Ключевая ставка рефинансирования останется без изменений на минимальном уровне 0–0,25% годовых по крайней мере до тех пор, пока уровень безработицы превышает 6,5%.
Мало кто на рынке ожидал такого решения, ведь еще в мае глава ФРС Бен Бернанке предупредил, что регулятор считает необходимым сворачивать программу.
Эксперты Goldman Sachs и Nomura ожидали сокращения ежемесячных стимулов на $10 млрд (до $75 млрд). Мнения экономистов, опрошенных агентством Bloomberg, разошлись: из 64 респондентов 31 предсказал сокращение на $5 млрд, 33 — на $10 млрд.
«ФРС очень хорошо поработала, чтобы настроить рынок, — говорил главный инвестиционный стратег Brown Brothers Harriman Wealth Management Скотт Клемонс за несколько часов до вердикта. — Биржи обрадуются уже тому, что неопределенность пропадет».
Неопределенность судьбы QE3 дорого обошлась развивающимся рынкам. Страх сокращения государственного стимулирования отбил у участников торгов охоту к риску, они стали выводить деньги из рискованных активов в более надежные. Пострадали даже десятилетние облигации Казначейства США: их доходность выросла почти на процентный пункт (с 2% в мае до примерно 3% на текущий момент) из-за опасения сокращения QE3.
В преддверии решения ФРС биржевые индексы немного снижались: индекс широкого рынка S&P 500 терял 0,05%, индекс традиционной экономики Dow Jones сокращался на 0,3%, индекс высокотехнологичного сектора Nasdaq был в минусе на 0,2%.
Неожиданное решение развернуло биржевые котировки и отправило Dow Jones и S&P 500 на исторические максимумы: через полчаса после объявления решения DJ подскочил на 0,8%, до 15658,7 пункта, S&P 500 — на 0,7%, до 1719,84 пункта. Nasdaq прибавил 0,75%.
Первая программа стимулирования от ФРС, постфактум названная «первым количественным смягчением», началась в конце ноября 2008 года и заключалась в выкупе бумаг на $1,15 трлн.
«Второе количественное смягчение» началось в ноябре 2010 года и ограничилось $600 млрд.
Программа стимулирования, запущенная в сентябре 2012 года, по аналогии с предыдущими получила название «третье количественное смягчение», или QE3. Первоначально она предусматривала выкуп облигаций на $40 млрд в месяц и в отличие от двух предыдущих раундов не имела ни определенных сроков, ни ограничения по конечному объему выкупа, за что получила второе название — «бесконечное количественное смягчение». В декабре 2012 года объемы выкупа были увеличены более чем вдвое, до $85 млрд, за счет скупки на баланс ФРС госбумаг США.
Облигации (государственные и ипотечные) на балансе ФРС выросли с $2,58 трлн в сентябре 2012-го до $3,66 трлн на сентябрь 2013 года (данные приводит Bloombeg). Беспрецедентная поддержка тем не менее имела ограниченное влияние на экономику, хотя и привела к быстрому росту биржевых котировок.
После провала в марте 2009 года индекс S&P500 набрал более 150%.
«ФРС будет продолжать в том же темпе теперь как минимум еще месяц или два, — говорит главный инвестиционный стратег U.S. Bank Wealth Management Терри Сэндвен агентству Bloomberg. — С другой стороны, это уравновешивается тем фактом, что ФРС все еще не уверена в стабильности экономического роста».
По словам Бернанке, стимулы могут сократить уже к концу 2013 года.
Это продолжает зависеть от экономической ситуации. Бернанке считает, что ФРС не может позволить рынку диктовать сроки для сокращения стимулирования.