Новый глава Центробанка Эльвира Набиуллина сегодня внесла в Госдуму список кандидатур, согласованных с президентом РФ, для включения в состав совета директоров Банка России. Новый состав совета должен быть сформирован до 1 ноября и будет действовать пять лет. Избрание нового совета директоров Центробанка было предусмотрено законом о мегарегуляторе.
В списке 11 человек. В него вошли члены нынешнего совета директоров: первые зампреды Банка России Георгий Лунтовский, Алексей Симановский и Сергей Швецов (глава вновь созданного в структуре Центробанка «финансового мегарегулятора»), зампреды ЦБ: Надежда Иванова и Михаил Сухов, а также начальник санкт-петербургского управления ЦБ Надежда Савинская.
Новыми членами совета директоров в случае утверждения могут стать бывший глава ЦБ, а ныне советник председателя ЦБ Сергей Игнатьев, первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева, начальник Московского главного территориального управления ЦБ Алексей Плякин, зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин, первый заместитель руководителя службы ЦБ по финансовым рынкам Владимир Чистюхин.
Не вошли в состав совета директоров глава департамента бухгалтерского учета и отчетности Банка России Людмила Гуденко, а также первый зампред ЦБ Владислав Конторович.
Эксперты соглашаются в том, что нынешние изменения незначительные. «Несмотря на некоторые перестановки, принцип преемственности явно соблюден», — говорит он, добавляя, что из значимых изменений в совете директоров – появление в списке Ксении Юдаевой и уход Владислава Конторовича.
До своего прихода в Центробанк Ксения Юдаева работала в экспертном управлении администрации президента, была представителем президента в «большой двадцатке», возглавляла Центр макроэкономических исследований Сбербанка. Впрочем, неожиданным включение ее в состав совета директоров назвать сложно.
«Введение Ксении Юдаевой в некотором смысле соответствует должности, поскольку она отвечает за денежно-кредитную политику. Это было заявлено при ее назначении первым зампредом. Человек, который занимается этим, обычно является членом совета директоров Банка России», — объясняет гендиректор «Интерфакс ЦЭА» Михаил Матовников.
По словам эксперта, первые результаты этого назначения уже проявились в решениях ЦБ и по денежно-кредитной политике. Так, в минувшую пятницу на заседании совета директоров Банк России открыто признал в качестве ключевой ставку по недельным операциям РЕПО, заявив, что ставка рефинансирования не будет являться определяющей при проведении денежно-кредитной политики. «Произошел некий рефрейминг (переосмысление, перестройка) денежно-кредитной политики, и это только начало», — предвидит Михаил Матовников. По его словам, Ксения Юдаева – очень квалифицированный экономист, участник международного научного сообщества, в котором обсуждаются вопросы экономической политики и практики. «Юдаева склонна выполнять свои обязанности чрезвычайно аккуратно, она это доказала на посту экспертного управления при президенте», — добавляет Павел Медведев.
Обсуждаемый уход Владислава Конторовича эксперты затрудняются однозначно объяснить. В ЦБ он курировал информатизацию, расчеты и платежные системы. Фактически он отвечал за создание национальной платежной системы. «Функции Конторовича теперь перешли к Лунтовскому, который всегда курировал налично-денежное обращение. С одной стороны, это две противоречивые функции: один отвечал за наличное денежное обращение, другой – за безналичное. Но с другой стороны, оба курировали определенные расчеты, платежи. И в этом плане, насколько я понимаю, линия Эльвиры Набиуллиной нацелена на максимальное сокращение параллельных функций, она старается уйти от параллелизма в работе», — комментирует депутат Госдумы Анатолий Аксаков.
По мнению экспертов, вряд ли что-то изменит уход директора департамента бухгалтерского учета и отчетности Банка России Людмилы Гуденко. Она принимала активное участие в переходе банков на стандарты МСФО, сейчас он завершился, поэтому и нет нужды в особом кураторстве, пытается объяснить ее уход Анатолий Аксаков.
В целом, по словам Аксакова, политика ЦБ не изменится.
«Кардинальных изменений в политике ЦБ в ближайшее время не произойдет, что и демонстрирует нынешний состав совета директоров. Важно давать сигнал рынку, что преемственность сохраняется, но с другой стороны, с приходом новых людей будут некоторые новые веяния.
Это хорошо. Резкое изменение политики ЦБ было бы неправильно. Центральный банк – такая структура, в которой резкие действия всегда вредят финансовой системе», — резюмирует Аксаков.