Роспотребнадзор недоволен качеством молочной продукции, поступающей из Белоруссии. Как сообщает ведомство, только в Московской области за последнее время 30% (72 образца из 240) пищевой продукции белорусского производства не соответствовали требованиям качества и безопасности.
«Особенно вызывает опасения молочная продукция, произведенная в Республике Беларусь», — подчеркивается в сообщении Роспотребнадзора, опубликованном в среду.
В частности, речь идет о сливочном масле, питьевом и сухом молоке. Эти продукты, по данным Роспотребнадзора, не соответствуют требованиям по масложировому составу, микробиологическим показателям и санитарно-химическим показателям (в том числе по содержанию антибиотиков) соответственно. «Данные факты свидетельствуют об ослаблении контроля в Республике Беларусь за качеством и безопасностью пищевых продуктов», — заявляет Роспотребнадзор.
Глава ведомства Геннадий Онищенко еще в конце июля говорил о сомнительном качестве белорусских молочных продуктов. По его словам, на территории соседней республики созданы некие офшорные зоны, через которые в Россию «сбрасываются все неликвиды». Более того, Белоруссия поставляет в Россию молока больше, чем производит. В среду Роспотребнадзор напомнил, что 8 августа были проведены переговоры с заместителем белорусского премьер-министра Михаилом Русым по поводу взаимодействия в рамках соглашения Таможенного союза по санитарным мерам и защите прав потребителей. Однако позитивных изменений по этому вопросу не наблюдается, отмечает российское ведомство.
«Мы с удивлением узнали, что господин Онищенко заявил о том, что у него есть вопросы к качеству нашей молочной продукции, — цитирует РИА «Новости» представителя белорусского минсельхозпрода. — Мы готовы ответить на все вопросы и доказать качество нашей молочной продукции».
Политологи говорят, что претензии Роспотребнадзора — вполне ожидаемая реакция России на арест белорусскими правоохранительными органами гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера. «Это было предсказуемо, — комментирует ситуацию первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. —
Роспотребнадзор — мощнейшее оружие России как в рамках ВТО (при конфликтах с Украиной), так и в рамках Таможенного союза (при конфликтах с Белоруссией).
Роспотребнадзор силен в первую очередь неотразимой аргументацией любых своих действий — «здоровье россиян прежде всего», — отмечает политолог.
Сообщение об аресте гендира «Уралкалия» появилось в понедельник. Он был задержан белорусскими правоохранительными органами при вылете из Минска после переговоров с премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем, по приглашению которого Баумгертнер и прибыл в страну. Ранее сообщалось, что Баумгертнер арестован на два месяца, а обвиняют его в злоупотреблении властью и служебными полномочиями, что, по белорусским законам, может повлечь за собой лишение свободы на срок от трех до десяти лет.
Однако в среду, когда российские адвокаты и мать задержанного пытались передать ему в следственный изолятор необходимые вещи (теплую одежду, продукты и туалетные принадлежности), у них приняли только зубную пасту и щетку. Дежурный по СИЗО заявил, что остальное «не положено», так как глава «Уралкалия» не арестован, а задержан на 72 часа. Официальный представитель СК Белоруссии Павел Траулько заявляет, что Баумгертнер находится в статусе обвиняемого, ему избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
В настоящее время адвокаты выясняют процессуальный статус Баумгертнера. «Завтра истекают 72 часа, — цитирует РАПСИ адвоката топ-менеджера Алексея Басистова. — Если это правда и он только задержан, то Владиславу должны избрать меру пресечения или отпустить».
По словам замглавы белорусской гражданской кампании (вариант политической партии) «Говори правду!» Андрея Дмитриева, арестом Баумгертнера власти Белоруссии — и в первую очередь Александр Лукашенко — провоцируют Москву на лобовой конфликт, преследуя этим несколько целей. «Первая — продемонстрировать, что именно Лукашенко, а не Путин диктует условия интеграции на постсоветском пространстве, — говорит Дмитриев. — Вторая — показать, что белорусский президент способен выдержать любое давление со стороны Кремля. Первое — демонстрация для внешней целевой аудитории, второе — для внутренней». Дмитриев считает, что Лукашенко уверен: Путин не пойдет до конца в этом противостоянии.
Давлением со стороны Роспотребнадзора реакция Москвы не ограничилась. В среду «Транснефть» заявила о намерении сократить поставки нефти в Белоруссию на 400 тыс. тонн. В этом году запланированы поставки в размере 5,7 млн тонн в квартал, однако, по словам вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова, некоторые участки нефтепровода «Дружба», по которому российская нефть поступает в соседнюю страну, нуждаются в ремонте. Поэтому Мозырский и Новополоцкий НПЗ недополучат по 200 тыс. тонн. Сокращение запланировано с сентября.
«Урезание поставок, безусловно, также увязано с арестом Баумгертнера, — говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
— Для российского правительства арест главы «Уралкалия» был шоком: практически это вызов лично Владимиру Путину.
И теперь Кремль выкладывает на стол заготовленные козыри. Первым традиционно на арену выходит Роспотребнадзор, давление через энергоносители — также излюбленный способ Москвы». Причем, по словам Симонова, в ход еще не была пущена «тяжелая артиллерия». Глава ФНЭБ уверен, что в дальнейшем поставки нефти будут ограничены еще сильнее. «Кроме того, Россия может отказаться от проекта строительства АЭС в Белоруссии (проект «Росатома»), — говорит Симонов. — Тем более что России эта станция не нужна. Более того, она станет прямым конкурентом АЭС, которую «Росатом» строит в Калининградской области».
В свете всего вышесказанного весьма странно звучат слова российского замминистра финансов Сергея Сторчака, который в среду заявил, что арест Баумгертнера не повлияет на решение фонда ЕврАзЭС о предоставлении финального транша ($440 млн) стабкредита Белоруссии.
«На сегодняшний день мы не делали анализ, как это скажется. В конечном итоге антикризисный фонд и Республика Беларусь имеют взаимные обязательства — там прописаны сроки, условия. У России и у Казахстана есть обязательства перед антикризисным фондом — это никак не связано с арестами, мы должны свои обязательства выполнять», — сказал Сторчак.
Алексей Макаркин отмечает, что ситуация с кредитом отличается от давления на Белоруссию с использованием Роспотребнадзора или ограничения нефтяных поставок. «В данном случае Москва не сможет найти даже формального оправдания для отказа, — поясняет политолог. — А без объяснения, даже самого неправдоподобного, отказ от предоставления транша будет выглядеть как нарушение правил игры».
А вот Симонов уверен, что, если Баумгертнер не выйдет на свободу, Россия найдет способ отказать Белоруссии в кредите.