Сегодня под миграцией населения чаще всего подразумевается нескончаемый и частично нелегальный поток людей, направленный из бедных стран в более благополучные. Между тем, пишет в своем новом обзоре «Перекрестная миграция» Всемирный банк (ВБ), на эту проблему можно посмотреть по-другому, если развитые страны начнут активно использовать ресурсы бедных стран.
«Встречные потоки людей могут принести необходимый толчок мировой экономике, впервые создав условия для великого соглашения, уменьшающего препятствия для перемещения населения и повышающего выгоды от глобализации», — пишет ВБ.
Финансовый кризис затронул самые разные слои населения ранее благополучных стран: пенсионеры сталкиваются с резким сокращением пенсионных доходов, больные — с дороговизной медицинского обслуживания, основная проблема для молодежи — безработица, а также снижение доступности образования и кредитов. Решая эти проблемы, многие жители развитых стран обратили взоры к более динамичным развивающимся странам.
Пациенты из Великобритании путешествуют в Таиланд на лечение, пенсионеры из США переезжают в Латинскую Америку, старшее поколение японцев — на Филиппины. Американские студенты учатся медицине в странах Карибского бассейна. Оставшиеся без работы учителя из Португалии ищут возможность трудоустроиться в Бразилии и Анголе. Эти тенденции и предлагает развивать Всемирный банк.
Во-первых, в этом случае потребители из развитых стран могут получить более качественное и дешевое обслуживание за рубежом. Промышленное производство уже давно вовлекает в кооперацию страны из разных уголков света, но, что касается услуг, этого до сих пор почти нет. Результатом такой глобализации может быть большая экономия. В качестве примера ВБ приводит проблемы со здоровьем, устранение которых проходит по типовому алгоритму в большинстве стран мира, и сравнивает их стоимость. «Если хотя бы один из десяти пациентов, которому требуется одна из 15 стандартных операций — таких как удаление миндалин или лечение катаракты, согласился бы выехать на лечение за границу, экономия для бюджета США составила бы $1,4 млрд в год». В 2003 году (последние доступные ВБ данные) более 350 тысяч пациентов ездили на лечение на Кубу, в Индию, Иорданию и Юго-Восточную Азию, чтобы получить «первоклассную помощь по ценам третьего мира».
Во-вторых, это расширяет рынок труда для высококвалифицированных западных специалистов. Так, из охваченной кризисом Испании, где уровень безработицы среди молодежи доходит до 50%, в 2011 году уже уехало более полумиллиона человек (в среднем в начале 2000-х уезжало 100 тысяч в год). 80% из них в трудоспособном возрасте.
Особенно интересно, что только треть испанцев уехали к более благополучным европейским соседям, тогда как еще треть направились в Южную Америку и более четверти – в Африку и Азию.
В аналогичном направлении двигаются португальцы. По данным агентства Reuters, в 2012 году порядка 328 тысяч португальцев имели разрешение на работу в Бразилии, что на 50 тысяч больше, чем годом ранее. Также жители Португалии уезжают в бывшие колонии — Анголу и Мозамбик.
Таким образом удовлетворяется потребность развивающихся стран в квалифицированных кадрах, дефицит которых характерен для быстро растущих экономик. По подсчетам властей Бразилии, им нужно 60 тысяч новых инженеров ежегодно, тогда как местные вузы пока выпускают лишь 40 тысяч. В Китае огромен спрос на учителей английского языка: английский изучают сейчас около 300 млн человек.
В-третьих, растет доступность образования. С одной стороны, молодому специалисту, чтобы получить работу в развитой стране, нужно все больше знаний, с другой — цена образования растет, поскольку в стареющих странах есть необходимость перекладывать финансовую нагрузку на молодежь. Если стандартизировать обучение в некоторых странах, то в сфере образования могла бы быть та же кооперация, что и в производстве, пишет ВБ. Для примера банк опять берет область медицины, утверждая, что первые два года большинству студентов-медиков в мире читаются более или менее одинаковые курсы — анатомия, физиология и прочее. Годовое обучение, включая расходы на проживание, в США стоит $60 тысяч, тогда как в Индии — порядка $15 тысяч.
Глобализация, выраженная как кооперация между богатыми и бедными странами, способна снять и проблему старения населения западных стран.
Предложение со стороны бедных стран в «великом соглашении», таким образом, ВБ формулирует примерно так: «давайте нам ваших старых, больных и безработных и берите взамен наших молодых, бедных и даже более способных». «Последний форпост на пути глобализации, вероятно, скоро падет», — резюмирует банк.