Московский городской суд отказался принять первое заявление на блокировку видеоконтента, поданное в рамках вступившего в силу «антипиратского закона», говорится на сайте суда.
Первым иском в рамках «антипиратского закона» стал иск компании «Кино без границ» к российской социальной сети «ВКонтакте», об этом сообщил в своем твиттере генеральный директор кинодистрибутора Сэм Клебанов.
Суд не принял заявление, так как «Кино без границ» не предоставила доказательств того, что именно она является правообладателем тех фильмов, которые послужили поводом для выдвижения обвинений в пиратстве. В суд необходимо было предоставить оригиналы удостоверения на права, а не копии.
Но о том, что заявление не принято, «Кино без границ» суд не проинформировал, рассказал «Газете.Ru» Клебанов и добавил, что в ближайшее время представители дистрибутора подвезут все необходимые документы для того, чтобы заявление приняли. «Суд должен был обращаться к нам, а не к прессе, — негодует он. — Недостаток необходимых документов — это технические вопросы. Мы подаем иск в первый раз, механизм работы еще не отлажен, и практика не сформировалась. Мы будем следовать всем пожеланиям суда для того, чтобы удовлетворить их требования».
По словам Клебанова, за две недели до вступления закона в силу «Кино без границ» обращалась к «ВКонтакте» с требованием удалить фильмы. «Мы предоставили «ВКонтакте» список наших фильмов и просили принять меры по устранению контента с портала, иначе мы начнем использовать механизмы нового закона и обращаться в суд, что мы и сделали», — сказал продюсер.
Представитель социальной сети «ВКонтакте» Георгий Лобушкин сообщил, что соцсеть еще не получала иск.
Первыми фильмами, которые правообладатель пытался заблокировать, стали «Полный беспредел» Такеши Китано, «Стыд» Стива Маккуина, «В первый раз» Джона Кэздана, «Опасный метод» Дэвида Кроненберга и «Океаны» Жака Перрена и Жака Клюзо.
«Наша компания — официальный дистрибутор в России и странах СНГ. Мы покупаем права на дистрибуцию на данной территории, то есть юридически мы официальный правообладатель в России», — рассказал «Газете.Ru» Илья Миллер, главный редактор Arthouse.ru, который выпускается при поддержке «Кино без границ».
По словам Миллера, речь идет не об ущербе, а о недополученной прибыли в результате действий пиратских сайтов. Мы имеем право подавать в суд иск на сумму от 10 тысяч рублей на возмещение ущерба.
Эффективность закона пока обсуждать рано, но он «далек от идеала», говорит Миллер, уточняя, что ему понравилась бы более жесткая форма закона, когда пользователь несет материальную ответственность за скачивание нелегального контента.
«Мы будем судить о законе после того, как будут известны итоги судебных разбирательств, — говорит он. — Возможно, германская модель «антипиратского закона», когда пользователь получает по почте штраф на сумму €500 за скачивание нелегального контента, была нам более интересна».
С 1 августа 2013 года вступил в силу закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», который получил неофициальное название «антипиратский закон». Закон предусматривает возможность блокировки операторами интернет-ресурсов, на которых размещены видео- или кинофильмы без разрешения правообладателя, а также ссылки на них.
Правообладатели или их представители должны будут подать иск в Мосгорсуд. До момента рассмотрения дела суд может вынести решение о принятии обеспечительных мер — заблокировать доступ к ресурсу до рассмотрения дела в суде. Блокировкой будет заниматься Роскомнадзор, куда правообладатель сможет обратиться с судебным актом. В течение трех дней ведомство должно будет потребовать от хостинг-провайдера и владельца ресурса удалить указанное видео с сайта. Если кинофильм или видео не будут удалены с портала в течение трех дней, то Роскомнадзор сможет ограничить доступ к странице, на которой размещены контент или ссылка на него. В случае если Мосгорсуд признает размещенный контент законным, ресурс будет разблокирован, а интернет-компания сможет подать ответный иск и потребовать возмещения ущерба, нанесенного в результате блокировки.
В рамках «антипиратского закона» в четверг был запущен сайт NAP.RKN.GOV.RU, на котором Роскомнадзор планирует размещать информацию от правообладателей о решениях Московского городского суда об ограничении доступа к интернет-ресурсам с пиратскими фильмами.
Но портал, запущенный Роскомнадзором, начал работу со сбоев. На его страницу нельзя было зайти в течение дня, заработал сайт только к вечеру четверга.
При этом альтернативный сайт RuTakedown, запущенный при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций, работает. На нем также будет отслеживаться исполнение закона, в частности судебные дела и пользовательские обращения, и публиковаться список заблокированных сайтов.
Многие сайты Рунета в четверг участвовали в акции протеста — на главных страницах размещали окошко, в котором высказывались против вступления в силу спорного нормативного акта и давали ссылку на петицию, которая собирает голоса против «антипиратского закона»: на сайте российских общественных инициатив проводится голосование на тему «Отменить закон о произвольных блокировках интернет-ресурсов от 02.07.2013 № 187-ФЗ (закон против Интернета)». В случае если петиция соберет более 100 тысяч голосов, ее должна будет рассмотреть Госдума.
Только за сегодняшний день петиция собрала более 10 тысяч голосов, теперь их 67 тысяч.
«Антипиратский закон» вызвал шквал негодования среди интернет-компаний, которые участвовали в обсуждении законопроекта, но в итоге их рекомендации не были учтены. Интернет-компании, в том числе «Яндекс», Google, Mail.ru, Ozon.ru и многие другие, обратились с открытым письмом к правительству, в котором указали на недостатки закона и его неэффективность.
О том, что вступивший в силу нормативный акт будет неэффективным, говорит общественный омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов.
«Сайты смогут в любое время убрать ссылки на нелегальный контент. Минимальное время рассмотрения заявления при условии соблюдения всех требований — восемь дней, за это время пользователь успеет убрать контент. И когда дело дойдет до блокировки, блокировать будет уже не за что. Это бесконечный круг», — говорит Семенов.
Более того, закон могут использовать для цензуры, опасается общественный омбудсмен, так как фактически под него могут попасть все сайты в Интернете, которые будут блокироваться не только за нарушения прав правообладателей. «Закон не решает проблему. В день голосования, 8 сентября, с сайта, расположенного на таком же IP-адресе, как, например, у «Эха Москвы», рассылается пиратский контент. Блокируется адрес, и 8 сентября мы не можем зайти ни на пиратский сайт, ни на «Эхо Москвы». То есть закон может использоваться как способ политической цензуры», — говорил ранее депутат Госдумы Дмитрий Гудков, выступавший против проекта.
В случае если сайт будет заблокирован, у пиратских сайтов есть много способов обойти блокировку, и пострадать в результате смогут площадки, размещающие легальный контент, так как на одном IP-адресе могут находиться несколько сайтов.
Основная проблема с «антипиратским законом» заключается в том, что он задевает абсолютно всех граждан страны, замечает политолог Константин Калачев, потому что почти все качают фильмы и используют пиратский контент. Среди прочих на торрент-трекерах зарегистрированы и депутаты-единороссы, некоторых из которых Калачев знает поименно.