Премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о передаче лицензии на разработку месторождения «Норильск-1» компании «Артель старателей «Амур», входящей в группу «Русская платина» Мусы Бажаева, сообщили «Газете.Ru» два источника в правительстве.
«Норильск-1» — одно из крупнейших месторождений на Таймыре, где основным недроразработчиком является «Норникель». Запасы его южной части составляют 273 тыс. тонн никеля, 378 тыс. тонн меди, а также 12,7 тыс. тонн кобальта и около 518 кг платиноидов.
Группа «Русская платина» занимается преимущественно разработкой металлов платиновой группы, активы в России включают месторождения «Кондер» (Хабаровский край) и «Черногорское» (Красноярский край).
Борьба за «Норильск-1» продолжалась почти год, в том числе и на уровне министерств и ведомств. Итоги конкурса Роснедр на разведку и добычу никеля, меди, кобальта и попутных компонентов в южной части месторождения «Норильск-1» в Красноярском крае были подведены 18 июня 2012 года. Победителем тогда было признано ООО «Артель старателей «Амур», входящее в группу «Русская платина» Мусы Бажаева, но оно до сих пор не получило лицензию. Проигравшая компания — «Норникель» — с итогами конкурса не согласилась и подала жалобы в Федеральную антимонопольную службу и Минприроды. ФАС признала жалобу необоснованной. Минприроды поддержало «Норникель», предложив отменить итоги конкурса и продать лицензию через аукцион, как того с января 2013 года требовал закон «О недрах».
Параллельно ГМК оспаривала решение в судах, однако 10 июля суд апелляционной инстанции оставил победу «Русской платины» в силе. Ряд сотрудников администрации президента при этом поддерживали передачу лицензии «Русской платине». В начале июля в Роснедра и Минприроды поступило поручение о подготовке проекта распоряжения о передаче лицензии дочке «Русской платины».
В «Норникеле» и «Русской платине» от комментариев отказались — в компаниях ждут появления распоряжения.
Один из источников, близких к «Норникелю», недоумевает, как правительство может утвердить результаты конкурса, если по новому законодательству оно может утверждать только итоги аукциона.
Другой источник, близкий к ГМК, уточняет, что позиция компании в отношении месторождения не изменилась. «У нас более качественная заявка и лучшие возможности по проекту, финансированию и инфраструктуре», — утверждает он.
«С учетом того, что «Норильск-1» — месторождение с не самой низкой себестоимостью, а текущие цены на металл находятся на низких уровнях, экономическая составляющая разработки сомнительна», — говорит Кирилл Чуйко из БКС. Цена на никель составляет около $14 000 за тонну, на медь — порядка $7000 за тонну.
По итогам 2012 года «Амур» снизил выручку по РСБУ на 15,6% — до 6 млрд рублей, чистая прибыль компании составила 241,4 млн рублей. Чистый долг компании на конец 2012 года составлял 7,3 миллиарда рублей. Для разработки месторождения компании придется привлекать заемные ресурсы, констатируют эксперты.
Чуйко не исключает, что
лицензия может быть в итоге перепродана «Норникелю», который с учетом имеющейся в регионе инфраструктуры и опыта работы на таких рудах является единственным реальным претендентом на разработку месторождения в текущих условиях.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников полагает, что компании могут разрабатывать месторождение совместно. Источник, близкий к ГМК, утверждает, что до предметного обсуждения этого вопроса компании не доходили.