На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Севморпуть ждет глобального потепления

Количество рейсов по Северному морскому пути может вырасти почти в пять раз

Число рейсов по Северному морскому пути может достичь рекордных значений — разрешение на проход на этот год получили уже свыше 200 судов. Увеличение перевозок связано с изменением климатических условий и таянием льдов. Но в восточном секторе пути по-прежнему не хватает инфраструктуры, отмечают эксперты, поэтому Севморпуть еще не скоро станет реальной альтернативой южным маршрутам.

В этом году количество рейсов по Северному морскому пути (СМП) достигнет рекордных значений, что говорит о появлении нового перспективного маршрута из Европы в Азию, пишет Financial Times (FT). В этом году уже 204 судна получили разрешение на проход от российской администрации Севморпути. Для сравнения: в 2012 году этот путь проделали 46 судов, а в позапрошлом — всего четыре.

Севморпуть начал эксплуатироваться в 1933 году. Пик перевозок пришелся на 1987-й — 6579 тыс. тонн, минимум был отмечен в 1998-м — 1458 тыс. тонн.

Маршрут рассматривался как альтернатива транспортным артериям, проходящим через Суэцкий или Панамский каналы. Он является кратчайшим путем между портами стран Западной Европы, России, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе эксперты прогнозируют дальнейший рост арктического судоходства. Генеральный директор Норвежской ассоциации судовладельцев Стурла Хенриксен отмечает, что «активность судоходства в этом районе будет быстро увеличиваться», хотя коммерческий потенциал пути будет ограничен. По оценке морского института Южной Кореи, Севморпуть может привлечь четверть от всего объема торгового судоходства между Азией и Европой к 2030 году.

«Увеличение транспортного потока связано с глобальными климатическими изменениями и сокращением ледяного покрова Арктики», — отмечает Илья Усов, старший научный сотрудник РИСИ.

По его словам, использование Севморпути значительно сокращает время в пути для судна, а также потенциально может снизить стоимость доставки грузов.

Расстояние, проходимое судами из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, например, составляет 12 840 миль, а Северным морским путем — всего 5770 миль; путь из порта Роттердама через Суэцкий канал — 11 250 миль, а Северным морским путем — 7350 миль. В рейсе из Мурманска в порт Ванкувера (Канада) через Панамский канал судно пройдет 9700 миль, а Северным морским путем — лишь 5400 миль. Проводка из Роттердама в Ванкувер через Панамский канал составит 8920 миль, а Северным морским путем — 6980. По словам Усова, экономия за рейс с 200 тыс. тонн груза, например, из Норвегии в Японию может составить около $500 тыс., а сокращение времени пути — 15 суток.

Еще один плюс маршрута — возможность избежать встречи с пиратами, особенно активными в районе южных морей. Не случайно этим путем активно интересуются страны Восточной Азии, поставляющие товары на рынки Европы и, кроме того, заинтересованные в диверсификации поставок энергоресурсов, отмечает аналитик. Арктическое судоходство интересно не только России и азиатским странам, но и Европе — Исландия, к примеру, рассматривает возможность строительства арктического незамерзающего порта на северо-востоке страны.

Из российских компаний активно работает на маршруте ГМК «Норникель», который перевозит по нему более трети своих грузов. В прошлом году объем перевозок компании составил 3,1 млн тонн, из них по морю и трассам Севморпути было перевезено 1,2 млн тонн, по реке Енисей — 1,9 млн тонн грузов, уточнил «Газете.Ru» представитель ГМК. Схожие объемы перевозок, по его словам, ожидаются и в этом году. «Норникель» в основном перевозит грузы по западной части Севморпути — от портов Мурманска и Дудинки в Роттердам и Гамбург. В 2010 и 2011 годах компания успешно совершила два рейса и по наиболее труднопроходимой, восточной части маршрута. Металлургическая компания имеет свой арктический флот: это пять новых контейнеровозов усиленного ледового класса и танкер. Технические возможности этих судов позволяют им самостоятельно преодолевать арктические льды толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов, отмечает представитель ГМК.

Несмотря на прогнозируемое увеличение числа рейсов в этом году, использование Севморпути как альтернативы южным маршрутам, а также его коммерческие перспективы пока под вопросом.

«Береговая инфраструктура всего Севморпути не готова к серьезному увеличению объема перевозок — на протяжении всего маршрута работают два больших и пять небольших портов. Если европейская часть Севморпути, западнее Архангельска, работает активнее (на нее и приходится рост трафика), то восточный сектор — от Дудинки до Чукотки — это практически «мертвая зона», — отмечает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.

Перспективы беспрепятственного судоходства из-за интенсивного таяния льдов тоже под вопросом. Первые ледокольные проводки этой летней навигации показали, что ледовая обстановка на ряде участков сложнее, чем в прошлом году, и несколько снижает скорость прохождения судов — о таких данных свидетельствуют последние проводки атомных ледоколов «Вайгач» и «Ямал».

Новости и материалы
Аэропорты в пяти городах России приостановили полеты
Закупки оружия для Киева за счет кредита ЕС связали с поставками из Европы
Евросоюз продлил действие санкций против России
В Федеральном центре мозга сомневаются, что Neuralink поможет раскрыть секреты работы мозга
В Госдуме назвали последствия решения по делу Долиной
Житель Камчатки получил крупный штраф за призывы к терроризму в интернете
Житель Приморья вырастил более 160 кг марихуаны и попал на видео
Глава Евросовета назвал источник для займа Украине
Оказалось, что шизофрения может быть спровоцирована собственным иммунитетом
Россиян стали чаще шантажировать в интернете
Россиян предупредили, какие продукты не стоит брать по акции перед Новым годом
Три страны Евросоюза юридически отказались финансировать Украину
Посредники получили 4,5 миллиона рублей за продажу квартиры Долиной
Юрист рассказал о возможности у Долиной купить квартру за доплату
СМИ: подозреваемого в стрельбе в Брауновском университете нашли мертвым
Энергетики хотят получать намного больше, чем им предлагают
Эксперт допустил понижение ключевой ставки в следующем году
В ЕС объяснили, что необходимо сделать для разблокирования российских активов
Все новости