Правительство одобрило правила, согласно которым будет предоставляться услуга по переносу мобильного номера (MNP) при переходе от одного сотового оператора к другому. Соответствующее постановление 15 июля подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, сообщает «Интерфакс».
В правилах описаны термины, которые будут применяться операторами и абонентами при использовании услуги. Например, «оператор-донор» — сотовый оператор, услугами которого перестает пользоваться абонент, «оператор-реципиент» — оператор, к которому переходит абонент.
Также в правилах прописаны условия взаимодействия операторов и абонентов, которые решили воспользоваться услугой.
Стоимость услуги смены номера не будет превышать 100 рублей. Пользователи смогут воспользоваться услугой MNP без ограничений, так как ранее Минкомсвязи предлагало ограничить число переходов до шести раз в год. Но воспользоваться услугой вновь после перехода от одного оператора к другому пользователь сможет только через 70 дней
– это срок урегулирования задолженности перед первым оператором-донором.
Услуга должна вступить в силу с 1 декабря 2013 года, но в тестовом режиме: сроки перехода от одного оператора будут составлять несколько месяцев, а действовать согласно установленным правилам услуга начнет весной 2014 года.
Ранее заместитель министра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов сообщал, что для того, чтобы воспользоваться услугой по переносу номера абонентам, придется зарегистрироваться в электронной очереди — это должно снизить нагрузку на операторов в первое время работы услуги. «Когда услуга появится, будет много людей, которые захотят этой услугой воспользоваться. Мы введем понятие электронной очереди. Для того чтобы пиковую нагрузку выдержать, мы введем понятие электронной очереди… в результате мы сможем выдержать новую нагрузку», — говорил он.
В 2014 году будет произведено три миллиона переносов номеров, по 13 тысяч переносов в день, предполагает Свердлов. «Если говорить о пяти крупнейших мобильных операторах, то это 2,4 тысячи переносов в день, по 120 операций в час», — говорит он.
Операторы «большой тройки» с постановлением пока не ознакомились, на сайте правительства по состоянию на четверг оно не было опубликовано. Причины задержки публикации не ясны.
Документ с описанием правил использования услуги должен был появиться еще в марте — это облегчило бы сотовым операторам процесс подготовки к использованию услуги. И сейчас в документе не учтены все нюансы — в нем не прописан план действий в случае, если при переносе номера будет допущена ошибка. «Операторскому сообществу со стороны Минсвязи было обещано представить документ еще к 1 марта, а появился он только сейчас, — говорит представитель Vimpelcom Анна Айбашева. — В данном документе по-прежнему содержится большое количество «белых пятен», о чем операторы предупреждали министерство, но их рекомендации не были услышаны. К примеру, в нем не прописано, что делать в случае возможной ошибки переноса номера. И это только один акт из четырех-пяти критичных для реализации проекта».
«Данные правила не дают возможность реализовать все технические процессы MNP без ущерба качеству предоставляемой услуги, так что Минсвязи фактически берет на себя риски того, что услуга абонентам будет предоставляться без надлежащего качества», — говорит Айбашева.
Операторы готовятся к вступлению услуги в силу, но сомневаются, что до 1 декабря удастся протестировать MNP.
«МТС прилагает все усилия, чтобы реализовать сервис MNP максимально качественно и в короткие сроки. Мы уже заказали необходимое оборудование, к 1 декабря рассчитываем протестировать работу техники внутри компании и взаимодействие наших систем с базой перенесенных номеров. Но для полноценного качественного запуска сервиса необходимо проведение тестирования интегрированной системы с включением всех российских операторов мобильной связи, а их на рынке порядка двадцати», — говорит представитель МТС Ирина Агаркова.
После введения услуги операторы не ожидают большого оттока абонентов,
говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. «Мы не думаем, что наши абоненты будут менять оператора часто: качество наших услуг для тех, кто после введения MNP станет нашим клиентом, поможет им остаться с «Мегафоном», и им больше не придется этого делать, — говорит она. — Мы считаем, что можно сократить срок переноса номера для абонентов – юридических лиц, которые относятся к малому и среднему бизнесу и используют 30–50 абонентских номеров», — говорит она.
Но то, что условия оказания услуги по переносу номера утверждены, это уже хороший показатель и дает возможность операторам более плотно готовиться к внедрению услуги. «Мы довольны тем, что самый главный документ принят. Мы готовы к введению MNP 1 декабря, но при всей готовности нам необходима нормативная база», — говорит представитель Tele2. «Документ, подписанный правительством, — один из основных», — согласна Дорохина.
В России вопрос о введении услуги MNP (Mobile Number Portability) впервые обсуждался в Минсвязи в 2005 году. Но в октябре 2011 года Игорь Щеголев (тогда — глава ведомства) заявил, что смысла во введении принципа переносимости номеров нет. С новой инициативой ввести принцип переносимости номера выступил Медведев 10 апреля 2012 года — поручение о безвозмездном сохранении своего номера при смене оператора бывший президент выдвинул на заседании рабочей группы, которая отвечает за формирование «открытого правительства».