Россия и Украина достигли договоренности о создании совместного предприятия (СП) по производству самолета Ан-124-100 «Руслан», сообщила пресс-служба правительства Украины со ссылкой на вице-премьера страны Юрия Бойко. Решение было принято на встрече премьеров двух стран, которая прошла 12 июля в Сочи.
«Ан-124 является уникальным самолетом, работа над которым даст толчок дальнейшему развитию украинско-российского сотрудничества в авиационной отрасли», — отметил вице-премьер Украины в эфире 5-го канала.
По его словам, подписание учредительных документов состоится уже в сентябре на заседании украинско-российского комитета по вопросам экономического сотрудничества. Производственная площадка и сроки начала сборки пока не называются. Украинская сторона может привнести в совместное предприятие технологическую базу и инновационную составляющую, а российская — финансирование и рынок сбыта, надеется Бойко. «В таком случае интеллектуальная собственность СП должна быть защищена соответствующими документами от передачи третьей стороне», — отмечал вице-премьер.
Ан-124 «Руслан» — крупнейший серийный транспортный самолет в мире, не имеющий аналогов по грузоподъемности (120 тонн). Он был разработан в АНТК им. О.К. Антонова еще в конце 70-х годов прошлого века.
Первый полет лайнер совершил в 1982 году. Серийно самолет выпускался на ульяновском авиационном заводе ЗАО «Авиастар-СП» и киевском государственном авиационном заводе «Авиант». Его производство прекратилось в 1995 году. По данным на 2011 год, в реестрах числятся 46 действующих машин: 36 самолетов эксплуатируют в России, 7 — на Украине, 2 — в Ливии и 1 — в ОАЭ.
Вопрос о возобновлении производства рассматривается последние несколько лет. На авиасалоне МАКС в 2003 году представители России и Украины договорились о создании программы по восстановлению производства, разработке и выпуску новой версии самолета Ан-124 для мирового рынка, однако до утверждения бизнес-плана дело не дошло. В 2010 году представители ОАК даже говорили о возможности проводить финальную сборку Ан-124 для иностранных заказчиков на одном из заводов Boeing. По оценкам компании Ernst & Young, проведенной в 2008 году, при заказе в 40 машин в подготовку производства требуется вложить 4 млрд рублей, при этом цена одного самолета составит $150-160 млн.
Сложность заключалась в том числе в наличии прав на интеллектуальную собственность у Украины. Теперь, с учетом создания СП, появится юридическое лицо, с которым можно заключать заказы, отмечают аналитики.
«Теперь ключевая проблема старта программы — в наличии заказов на эти самолеты. Одним из потенциальных заказчиков могут стать российские ВВС. С этим заказчиком предстоит вести переговоры относительно технических характеристик, сроков поставок и вопросов ценообразования», — говорит руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
По его словам, есть интерес к машине и среди частных авиаперевозчиков, в частности у компании «Волга-Днепр» (уже эксплуатирует «Русланы»). Правда, ранее она намеревалась производить самолеты сама. В начале января «Волга-Днепр» объявила о возможном штучном производстве «Русланов» на базе ангара по их ремонту в Германии. А ранее, в 2007 году, «Волга-Днепр», украинские предприятия «Мотор Сич» и Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова подписывали соглашение о возобновлении серийного производства «Русланов». Получить комментарий представителя компании в среду не удалось. В ОАК не комментируют ситуацию.
У заказчика — частной авиакомпании — будут свои, отличные от ВВС, более экономичные запросы, свои требования к техническим характеристикам; возможно, они предпочтут, чтобы на самолеты ставились двигатели зарубежного производства, отмечает Пантелеев.