До 2015 года существенного роста выпуска металлопродукции не ожидается, ежегодный годовой прирост не будет превышать 1,5%, в текущем году не исключен спад на 1—3%, заявил во вторник премьер Дмитрий Медведев на совещании по вопросам развития черной металлургии в Челябинске. Ситуацию усугубляют сокращение экспорта и недобросовестная конкуренция со стороны других стран. В совещании принимали участие главы крупнейших российских металлургических компаний — «ЕвразХолдинга», НЛМК, «Северстали», «Мечела», ММК, руководство «Газпрома» и РЖД, а также члены правительства, представители ФАС, ФСТ и ФТС.
В ходе обсуждения участники совещания доложили премьеру: в рамках ВТО против металлургических компаний России действуют 23 защитные меры в других странах, они были введены за несколько недель до вступления России в ВТО либо почти сразу после этого.
По данным Росстата, обнародованным в понедельник, производство стали в июне 2013 года сократилось по сравнению с показателями месяцем ранее на 5,8%, по сравнению с первой половиной 2012 года производство сократилось на 2,8%. Производство проката черных металлов по сравнению с маем сократилось на 6,1%, в первой половине 2013 года по сравнению с первым полугодием 2012-го — на 1,5%. В целом в июне в России рост промышленного производства составил 0,1% (по сравнению с июнем 2012 года). В первом полугодии рост промпроизводства составил 0,1% (3,1% в первой половине 2012 года).
По итогам первого квартала российские металлургические экспортеры недополучили около $2 млрд по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года, сообщило ранее РИА «Рейтинг». Экспорт сокращается из-за низкого спроса на металл за рубежом и следующего за падением спроса снижения цен на металл. Основная причина — перепроизводство в Китае.
Сейчас на отрасль оказывает влияние спад на мировых рынках — цен и спроса на металл и, как следствие, падение экспорта.
Внутри страны не исключено падение спроса на трубы и прокат, сказал «Газете.Ru» замминистра экономического развития Андрей Клепач. В России неблагоприятная ситуация, возможно, сохранится до конца следующего года, говорит он.
Среди предложений, прозвучавших на совещании, — введение ограничений на использование восстановленных металлоконструкций при строительстве зданий и сооружений, что позволит повысить спрос на продукцию металлургов.
Премьер призвал грамотно использовать преимущества Таможенного союза, стимулировать спрос на металл в машиностроении, строительстве и ТЭКе, а также разработать план пошаговых мероприятий по развитию отрасли на ближайшие три года. Необходимо обновить стратегию развития металлургической промышленности до 2030 года, сказал Медведев.
Серьезно улучшить ситуацию способно начало реализации инфраструктурных проектов, которые могут оживить спрос в отрасли, сказал «Газете.Ru» Андрей Клепач.
«Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от инфраструктурных проектов государства. Если пойдет реализация проектов восточного полигона БАМа и Транссиба, развитие сети высокоскоростных магистралей, то пойдет спрос на металлургическую продукцию. Но инфраструктурные проекты пойдут в 2015 году или в конце 2014-го», — сказал замминистра.
В июне на Петербургском международном экономическом форуме Владимир Путин заявил, что 450 млрд рублей из Фонда национального благосостояния будут вложены в инфраструктурные проекты на возвратной основе. Выбрано три инфраструктурных проекта: высокоскоростная магистраль Москва — Казань, ЦКАД в Московском регионе и Транссиб.
«Большого эффекта от инфраструктурных проектов не будет, это капля в море, — считает Кирилл Чуйко из финансовой группы БКС. — Рост экономики замедлился, основная доля потребления стали приходится на строительство, машиностроение и трубную промышленность, которые в таких условиях не обеспечивают должного спроса». Цены в России завязаны на внешние цены, отмечает он, а рентабельность металлургов сейчас сопоставима с кризисными уровнями 2008—2009 годов из-за укрепления курса рубля в реальном выражении.
В апреле этого года Дмитрий Медведев заявил о решении выделения допсредств на развитие проектов БАМа и Транссиба. Для поддержки проектов в уставный капитал РЖД должны были внести 260 млрд рублей на финансирование проектов в 2013—2017 годах. До 2015 года на развитие Восточного полигона БАМа необходимо направить 183 млрд рублей. В долгосрочной перспективе инвестпрограмма РЖД может увеличиться в полтора раза, что также способно повысить спрос на продукцию металлургов, сообщили сегодня участники совещания.