Текущее финансовое состояние компании позволяет выполнять все обязательства, заявил производитель самолетов Superjet компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Авиастроителю пришлось доказывать финансовую состоятельность после сообщений СМИ о возможном банкротстве. Компания накопила долгов на $2,1 млрд и нарушила условия по рядам займов, сообщил в четверг «Коммерсантъ».
По информации издания, производителю Superjet удалось договориться об отсрочке по выплатам до конца 2013 года, но, если в течение этого срока не будут найдены источники финансирования, компании грозит дефолт по долгам.
В частности, обсуждается вариант конвертации $600 млн долга ГСС перед ВЭБом в акции ЗАО или его акционера — ОАО «Сухой», причем второй вариант привлекательнее для ВЭБа, поскольку ОАО «Сухой», в отличие от ГСС, прибыльно, так как владеет акциями и других предприятий, в том числе производителей военных самолетов, а также 49% SuperJet International (51% у Finmeccanica), которая занимается продвижением и поставками SSJ за рубеж. Для погашения требования других кредиторов компания может выпустить облигации на $1 млрд под госгарантии. Обсуждается вариант поддержки ГСС за счет продажи ВЭБом части акций EADS (производитель Airbus).
В компании никогда не скрывали, что около 60% инвестиций в проект было привлечено за счет кредитных ресурсов, говорится в заявлении ГСС. В настоящий момент кредитная нагрузка ГСС составляет $2 млрд, признает авиастроитель.
Выделение ВЭБом кредита в миллиард долларов в 2012 году было поддержано акционером компании — ОАО «Сухой».
Основной проект авиастроителя — ближнемагистральный самолет Sukhoi SuperJet 100 разрабатывался с 2000 года, первый полет лайнер совершил в 2008 году. Sukhoi Superjet 100 получил заказы от крупнейших российских авиаперевозчиков. Портфель заказов на Superjet в настоящее время насчитывает 179 самолетов. Стартовым заказчиком стал «Аэрофлот», 24 самолета заказано компанией «ВЭБ-Лизинг» для «ЮТэйр». Кроме этого твердые контракты на покупку SSJ 100 подписали «Газпромавиа» и «Якутия». Индонезийская авиакомпания Sky Aviation заключила соглашение о финансировании поставки 12 воздушных судов. На недавнем салоне в Ле-Бурже компания заключила контракт о продаже 20 самолетов мексиканскому Interjet. Еще 20 лайнеров заказал российский «Ильюшин Финанс».
В 2011 году ГСС построила пять самолетов, а в 2012-м — 12. С начала текущего года уже построено 10 самолетов, а к концу планируется произвести 26 лайнеров Superjet. Выручка компании по МСФО в 2012 году — $198 млн, убыток — более $111 млн.
«Действительно, новый продукт еще не вышел в серийное производство, первым покупателям пришлось давать большие скидки. Фактически государство должно на этом этапе поддерживать финансирование компании», — считает Елена Сахнова из ВТБ Капитал.
В соответствии с бизнес-планом проекта авиапроизводитель рассчитывает выйти на безубыточность с 2015 года. Это удастся только в случае существенного увеличения производства и объемов продаж, считает Сахнова.
Обанкротиться компании после стольких вложений государство в любом случае не даст, констатирует генеральный директор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак.
По данным Счетной палаты, бюджетное финансирование Superjet и двигателей для него Sam-146 (НПО «Сатурн») за период 2003–2010 годов составило 16,9 млрд рублей по 15 госконтрактам, а из внебюджетных источников — 27,1 млрд рублей. Расходы бюджета только на самолет Superjet (без двигателя) составили 12,4 млрд рублей, а из внебюджетных источников — 20,3 млрд рублей.