На пленарном заседании в среду Совет федерации отклонил ряд поправок в закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». Закон был принят Госдумой в мае. Но уже в июне потребовалось внести поправки, закрепляющие права уполномоченного в профильных законах, в частности в Кодексе об административных правонарушениях.
Госдума одобрила и эти поправки. Затем они поступили в верхнюю палату парламента. Большинство законов, принятых Госдумой, как правило, безоговорочно одобряются Советом федерации. В этот раз законотворческий процесс дал осечку.
Сенаторов не устроили поправки, позволяющие бизнес-омбудсмену приостанавливать исполнение ненормативных правовых актов органов местного самоуправления. В том случае, если эти акты нарушают права и законные интересы предпринимателей. При этом омбудсмен наделялся правом оспаривать в суде нормотворчество муниципалитетов.
В комитете Совфеда по конституционному законодательству считают, что такая норма предоставляет омбудсмену излишне широкий круг полномочий и создает основу для злоупотреблений, может повлечь за собой возникновение условий для проявления коррупции, а также нарушает баланс прав.
«Наделение таким исключительным правом уполномоченного представляется весьма спорным как с точки зрения обоснованности и правомерности, так и с точки зрения соблюдения баланса прав, законных интересов, а также статусов в системе институтов уполномоченных лиц и лиц, права которых они призваны защищать», — говорится в пояснительной записке комитета.
Сенаторы уверены, что принятые Госдумой поправки фактически противоречат Конституции. Местное самоуправление «является конституционно установленным уровнем публичной власти, обладающим самостоятельностью в решении вопросов местного значения», отмечают сенаторы.
С отрицательным заключением на законопроект выступили также комитеты Совфеда по экономической политике и по федеративному устройству. Принятие данного закона невозможно без его существенной доработки, решили сенаторы и предложили депутатам создать согласительную комиссию. После доработки закон может быть рассмотрен в ходе осенней сессии.
Под вопросом и другие поправки, поступившие в Совфед в одном пакете с уже отклоненной нормой. Например, поправки вводили право уполномоченного без специального разрешения посещать места заключения в целях защиты прав заключенных по экономическим и налоговым делам.
Также омбудсмен мог отказаться давать свидетельские показания по делам о защите прав предпринимателей. Материалы, поступившие от бизнес-омбудсмена, должны были признаваться основанием для проведения внеплановой проверки ФАС.
Кроме того, поправки запрещали применять цензуру в отношении предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных, направляемых в адрес уполномоченного.
Поправки в КоАП предусматривали административную ответственность за вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решение.
Это каралось штрафом от 1 до 2 тыс. руб. За невыполнение должностным лицом госоргана или органа местного самоуправления законных требований уполномоченного либо создание препятствий его деятельности — штраф от 2 до 3 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года и т. п.
Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов надеется, что отклоненные поправки будут доработаны и приняты.
«Совет федерации лишь указал на ряд неточностей, которые будут исправлены к сентябрю, и никоим образом не оспаривал право уполномоченного выносить предписания о приостановлении ненормативных актов местного самоуправления до решения суда», — сообщил «Газете.Ru» Титов через своего помощника.
В аппарате Титова косвенно подтвердили, что замечания сенаторов относительно противоречивой нормы имеют несколько трактовок. С одной стороны, правом приостанавливать исполнение решений муниципальных органов сейчас наделена ФАС. Антимонопольная служба имеет прав выписать предписание муниципалитету, наложив тем самым запрет на реализацию его решения. Никто не усматривает в этом противоречия с Конституцией.
С другой стороны, предписание ФАС не носит обязывающего характера, и органы МСУ вправе проигнорировать предписание. Имеют право. И это право на самостоятельность закреплено в Основном законе.
Аналогичным правом депутаты предлагали наделить и бизнес-омбудсмена. Правовая коллизия будет разрешена осенью. А пока право уполномоченного оспаривать нормотворчество муниципалитетов оспаривается не только в Совфеде, но и в регионах. Законодательное собрание Екатеринбурга усомнилось в необходимости введения института уполномоченного и наделения его расширенными правами. Это противоречит Конституции, уверял депутатов директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин. В итоге спикер заксобрания Людмила Бабушкина предложила перенести рассмотрение законопроекта на осень.
На деятельность омбудсмена в бюджете на 2013–2015 годы выделяется более 500 млн рублей. Штат уполномоченного — 35 человек.
Проверки бизнеса за последний год стали менее частыми, но более жесткими и изощренными, жаловались участники ежегодного съезда «Опоры России». Доля пострадавших от чиновничьих проверок выросла с 3,5% в 2011 году до 5% в 2012-м, подсчитал первый вице-президент «Опоры» Владислав Корочкин. Ни региональные, ни местные власти не заинтересованы в развитии малого бизнеса, а некоторые чиновники ведут себя как ханы Золотой Орды, сетовали предприниматели. В отчаянии они предлагали даже создавать отряды самообороны.
На этом фоне законопроект о бизнес-уполномоченном выглядит прорывом, считает управляющий партнер московского офиса AstapovLawyers Денис Быков. «По крайней мере у предпринимателя появится «одно окно», куда можно подать жалобу, не придется бегать по многочисленным инстанциям, мало заинтересованным в защите бизнеса», — говорит Быков.
Создается вертикаль, по которой предприниматели, не нашедшие защиты в региональных судебных органах, смогут обратиться с жалобой в Москву через доверенное лицо. На федеральном уровне всегда больше шансов добиться соблюдения закона, уточняет председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
Впрочем, бизнесмены часто скептически относятся к созданию института уполномоченного. «Это не защита интересов бизнеса, это имитация защиты! Популизм, рассчитанный на то, чтобы произвести эффект на западных инвесторов. Когда горит весь лес, одна пожарная команда его не спасет», — считает координатор Всероссийского движения «За честный рынок» Николай Ханченя.