Группа из 15 депутатов от фракции «Единой России» внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за создание и управление финансовыми пирамидами.
Для этого законодатели предлагают дополнить Уголовный кодекс новой статьей 172.1. По этой статье только за сам доказанный факт создания или руководства пирамидой человек рискует поплатиться либо штрафом до 300 тыс. рублей или в размере дохода за два года, либо лишением свободы до пяти лет.
Максимально суровое наказание — 10 лет лишения свободы плюс штраф в 1 млн рублей либо в размере дохода за три года — будет ждать нарушителя, если он привлек средства населения «в особо крупном размере».
В пояснительной записке к законопроекту депутаты-единороссы отмечают, что действуют, выполняя волю правительства. Во-первых, они ссылаются на «Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». Правда, в этой стратегии финансовая пирамида обозначена всего лишь как один из видов «безлицензионного привлечения денежных средств населения».
А конкретное предложение преследовать создателей пирамид «в том числе уголовно-правовыми средствами воздействия» «содержится в поручении правительства Российской Федерации от 5 июля 2012 года № ИШ-П-13-3825», говорится в пояснительной записке.
Раньше «пирамидчиков» можно было привлечь за мошенничество, поскольку они не раскрывали вкладчикам источников формирования дохода и не предупреждали, что любая пирамида рано или поздно прекращает выплаты. Но теперь они стали хитрее и циничнее, дают понять единороссы.
«Для избежания уголовной ответственности была разработана другая модель финансовой пирамиды, — следует из пояснительной записки. — В ней потенциальным вкладчикам сообщается о том, что выплаты им будут производиться за счет средств, полученных от других вкладчиков, и что в определенный момент выплаты дохода могут прекратиться». Депутаты хотят преследовать и таких организаторов пирамид, даже несмотря на то, что они формально не мошенники.
Для этого они предлагают критерии, позволяющие отделить недобросовестных махинаторов от простых людей, дающих друг другу деньги в долг: «При формулировании определения понятия «финансовая пирамида» в примечании к статье 172.1 УК РФ за основу взята правовая конструкция продолжаемого преступления, совершаемого в форме промысла, что позволит исключить распространение действия данной нормы на случаи совершения единичных сделок бытового займа денежных средств у одних физических лиц в целях выплаты долга другим».
Подобный законопроект назрел давно, указывает начальник департамента развития клиентских отношений ООО «УК КапиталЪ» Вадим Ярош. Он будет способствовать очищению рынка от недобросовестных организаций и развитию доверия к профессиональным участникам рынка управления активами со стороны розничных инвесторов, а также повышению финансовой грамотности среди населения, надеется он.
Но именно этот «законопроект пятнадцати» уже подвергся серьезной критике со стороны как профильных чиновников, так и практикующих юристов и финансистов.
Отрицательные отзывы поступили от заместителя председателя Верховного суда Анатолия Толкаченко и руководителя аппарата правительства Сергея Приходько. Основные претензии — проект недостаточно проработан и плохо сочетается с уже существующими законодательными нормами, «в связи с чем не соответствует неоднократно обозначенной правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (постановления от 22 июля 2002 года № 14-П и от 6 апреля 2004 года № 7-П), согласно которой неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение», написал Приходько в отзыве на проект.
«По своей конструкции проектная норма является бланкетной, отсылающей к положениям других нормативных правовых актов, — отмечает Толкаченко. — Однако в гражданской, финансовой, банковской, налоговой и других отраслях (подотраслях) законодательства Российской Федерации критерии отграничения финансовых пирамид от иных организаций, занимающихся схожей по своему характеру деятельностью, не предусматриваются».
Кроме того, «определение значительного ущерба гражданину, данное в пункте 2 примечаний к статье 158 УК, распространяется только на статьи главы 21 УК (преступления против собственности), в то время как статью 172.1 УК законопроектом предлагается отнести к числу преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК)», написал Приходько.
В общем, проект сырой. Вплоть до того, что в примечании к проектной статье 172.1 дается ссылка на ее четвертую часть, хотя сама статья состоит из трех частей, в один голос указывают чиновники.
«Настоящие поправки в УК РФ скорее несостоятельны, — оценивает руководитель юридического отдела «Зуйков и партнеры» Ольга Юрьева. — В самих же формулировках содержатся термины, позволяющие организаторам пирамид уйти от уголовной ответственности. В частности, не решен вопрос об организации финансовых пирамид НКО». Формулировка является явно непроработанной и просто некорректной, соглашается партнер Адвокатского бюро DS Law Михаил Александров. «Не вполне понятна логика отнесения самой статьи к разделу «Преступления в сфере экономической деятельности», — считает он. — Очевидно, что намеренное создание финансовых пирамид вряд ли можно рассматривать как деятельность в сфере экономики». Все-таки это мошенничество. «Отсутствие законодательного определения «систематичности» также добавляет неопределенности, — продолжает юрист. — Кроме того, одним из основных признаков пирамиды является обещание явно несоразмерной доходности. Это вообще никак не учтено».
«Ответственность в виде штрафов вряд ли испугает остапов бендеров нашего времени», — считает Юрьева. А состав части 3 об уголовной ответственности за привлечение денежных средств в особо крупном размере тоже трудно доказуемая норма, рассуждает она. К тому же эта часть дублирует часть 4 статьи 159 УК, и введение ее в виде отдельной нормы должного эффекта не даст.
Не работает и критерий выплаты дохода одним вкладчикам за счет других. «Поступив в организацию (если только это не банк и не брокер), денежные средства «смешиваются» в единую массу, и в последующем сложно понять, происходит ли выплата средств за счет собственных средств организации или же привлеченных», — поясняет Александров. «Доказать, за счет каких средств производятся выплаты, фактически не представляется возможным, так как денежные средства могут быть перечислены юридическим лицам и возвращены в качестве взносов в пирамиду», — добавляет Юрьева.
Не выполняя своей заявленной цели, подобные законопроекты могут навредить добросовестным участникам финансового рынка. «В существующей редакции статья может поставить под удар такие, например, юридические лица, как кредитные кооперативы, сама суть деятельности которых состоит в выдаче займов одним членам за счет других», — опасается Александров.
«Гораздо большую пользу принесло бы развитие финансовой грамотности населения, а бороться с реальными мошенниками можно и с имеющимися законами», — считает Александров. «Особое внимание необходимо уделить профилактике выявлений таких организаций, изучению новых методологий их работы и своевременному пресечению их распространения», — предлагает Ярош.
Впрочем, и в «антипирамидальной профилактике» можно перестараться. Так,
в конце июня Министерство финансов предложило подобный законопроект. Он предусматривает лишение свободы на срок до 7 лет и штрафы до 1 млн рублей не только организаторам, но и «активным участникам» пирамидных схем. Причем по этому законопроекту осуждать людей можно будет, не дожидаясь краха пирамиды, то есть еще до наступления факта какого-либо материального ущерба.
Многие комментаторы сразу вспомнили легендарного основателя МММ Сергея Мавроди. Впрочем, сам Мавроди с иронией отнесся к законопроекту Минфина. «Это не проект закона никакой. Это филькина грамота. Опус сей настолько юридически безграмотен, что абсолютно никаких правовых последствий иметь не может в принципе, — сообщил он «Газете.Ru». — Да я уверен, что и сам Минфин ни о каких правовых последствиях и не помышляет даже». По мнению Мавроди, появляющиеся именно сейчас новые и бесперспективные «антипирамидальные» проекты — лишь «имитация бурной деятельности» чиновников. «Чиновникам дали поручение подготовить еще год назад, — напомнил Мавроди. — Премьер дал, 5 июля прошлого года. Сейчас все сроки прошли, вот они срочно, на скорую руку, и подготовили. Отчитались».
Неоднократный основатель проектов, объединенных тремя буквами, уверен, что законодатели пока не способны эффективно бороться с пирамидами. «Что они делали год? Ничего, — восклицает Мавроди. — Да поручите мне, я такой закон антипирамидный сбацаю, что все ахнут! И потрачу на это ну полчаса от силы. Причем он будет юридически безупречный, всем абсолютно понятный и настолько практически эффективный, что даже и мышь пирамидная не проскочит! Сам не люблю мошенников. Терпеть их просто не могу!»