Годовое собрание акционеров банка ВТБ в пятницу ознаменовалось несколькими знаковыми событиями.
В состав наблюдательного совета госбанка вошел представитель нового миноритария — Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР), вложившего в акции ВТБ около $500 млн. Назначенный 24 июня министром экономического развития Алексей Улюкаев, по всей видимости, участвовать в заседаниях не будет. Его кандидатуру выдвигало Росимущество, когда тот еще работал в Центробанке, а в должности министра он попадает под запрет на участие чиновников в советах директоров госкомпаний.
Несмотря на слабую динамику по прибыли — по сравнению с 2011 годом прошлогодний показатель, рассчитанный по международным стандартам, вырос лишь на 0,1% — акционерам были объявлены рекордные дивиденды в размере 16,5% от чистой прибыли.
Таким образом, дивидендные выплаты ВТБ выросли на 60% в сравнении с годом ранее — до почти 15 млрд рублей.
Председатель правления госбанка Андрей Костин предложил присутствовавшим не зацикливаться на сиюминутной выгоде и рассмотреть выплату дивидендов акциями наряду с деньгами. Реализовать такой подход раньше, чем через год, не получится, но выгоду от такой схемы могут получить как крупные институциональные инвесторы, так и миноритарии, отметил топ-менеджер.
«Мы пока эту тему не докладывали главному акционеру. Мы пока изучаем общественное мнение и хотим понять, есть ли интерес у акционеров, в том числе и частных, к такого рода схемам», — говорил Костин.
Позже в разговоре с журналистами глава ВТБ пояснил: «Сразу хочу подчеркнуть, чтобы не было никаких двусмысленностей, речь идет исключительно о добровольном решении каждого акционера относительно того, каким образом получать платеж - деньгами либо акциями. Абсолютно добровольный принцип, основанный на выборе каждого акционера в каждом конкретном случае».
Это предложение главы ВТБ оказалось далеко не единственным вопросом, по которому топ-менеджерам пришлось выслушать общественное мнение.
На момент окончания всех формальных процедур в президиум поступило 16 заявлений миноритариев о предоставлении слова, заявил председатель набсовета госбанка Сергей Дубинин. Но в итоге выступлений было больше двадцати.
Наиболее популярные темы обсуждения – недовольство низкими котировками акций госбанка, объем дивидендных выплат, обоснование непрофильных приобретений и взаимодействие с миноритариям.
Также поднимался вопрос, как менеджмент госбанка планирует обеспечить по итогам 2013 года заявленную в стратегии «Дорога к 15» стоимость акций в 15 копеек или выше. В ходе майской допэмиссии ВТБ разместил 2,5 трлн акций по цене 4,1 копейки, а на закрытии торгов в пятницу бумаги госбанка стоили 4,7 копейки.
Последняя допэмиссия, в результате которой банк привлек в капитал 102,5 млрд рублей, тоже стала темой для критики. На приобретение акций у некоторых миноритариев не хватило времени: сроки реализации составили всего несколько дней.
Оплатить новые акции с брокерского счета было нельзя, жаловались выступавшие. К тому же непрозрачно формирование цены акций, отмечали миноритарии. «Это противоречит смыслу открытой подписки!» — возмущался один из акционеров.
Другой акционер сказал, что был доволен ценой и успел поучаствовать в допэмиссии в рамках преимущественного права. Но когда подал заявку 20 мая, то получил отказ. «Рад, что иностранные фонды (выкупили более половины новых акций – прим. «Газеты.Ru») доверяют банку, но оставляйте возможности и россиянам, которые не успели в первом потоке», — призвал миноритарий.
Упрекали банк и в дивидендной политике, несмотря на рекордные выплаты.
Самые скромные миноритарии напоминали о распоряжении премьера Дмитрия Медведева направлять в дивиденды не менее 25% прибыли госкомпаний. Но звучали и призывы делить прибыль банка 50 на 50.
«Развитие банка требует ресурсов, но мы вступили в ВТО, а за рубежом выплачивать 50% прибыли акционерам — нормальная практика», — аргументировал один из выступавших.
При этом некоторые акционеры предлагали менеджменту ВТБ смелые решения по увеличению прибыли. Один из миноритариев призвал госбанк выкупить оставшийся северокорейский долг перед Россией (осенью прошлого года Минфин простил 90% госдолга, остаток — около $1 млрд) и заработать на его взыскании.
Однако смелые решения самого ВТБ акционеры не оценили.
Большие вопросы вызывала у миноритариев обоснованность покупки мобильного оператора «Tele2 Россия» за $3,55 млрд. Выступавшие недоумевали, для чего вкладывать в приобретение деньги, если оператор покупался для перепродажи.
Известный своими судебными тяжбами с госбанком Георгий Зальянц и вовсе посчитал «крайне сомнительным» установление на Tele2 кредитного лимита в $30 млрд, притом что само приобретение обошлось в десятую часть кредита.
Критики удостоился и еще один кредит. Миноритарии подвергли сомнению возвратность 1,5 млрд рублей, выданных «Ленфильму». Кинополотна, выпускаемые студией, понимают только близкие родственники режиссеров, возмущался один из выступавших.
«Если фильм не наберет кассу, то пускай они (сотрудники «Ленфильма») имуществом возвращают», — призывал не церемониться миноритарий. Чтобы минимизировать ущерб, выступавший попросил перед съемками пригласить актеров для прогона материала перед акционерами, желательно в Большом концертном зале «Октябрьский», где и проходило собрание акционеров.
После того как все желающие выступили, слово взял Костин. Обвинения в низкой цене акции он отверг, заявив, что менеджмент отвечает за показатели работы, а не за капитализацию. Многое зависит от экономической ситуации, где банкиры бессильны, сетовал он.
Костин отметил, что недоволен результатами деятельности. «Достаточно ли эффективен банк? В моем понимании — нет», — сказал он.
При этом глава ВТБ призвал акционеров не пытаться любыми способами увеличить доходы от дивидендов.
«Учтите, если исключить депозиты, то все остальные программы (по капитализации дивидендов) с повышенным риском», — говорил он, основываясь на собственном опыте: потери на работе с фондовым рынком вынудили ВТБ полностью закрыть позиции в этом году.
Цена допэмиссии имела дисконт к рыночным котировкам за покупку крупных пакетов и полугодовой lock-up, объяснял предправления. То, что кто-то не уложился в 8 рабочих дней, вызвало у Костина удивление: «На Западе такие сделки осуществляются за 1–2 дня».
Половину пакета акций Tele2 ВТБ планирует реализовать в течение 12 месяцев, успокаивал предправления акционеров. «А вторую половину мы, возможно, продадим через 2–3 года, отсюда и задача некой новой стратегии», — обосновал он возможные вложения в бизнес.
«Что касается Ким Чен Ына, то я бы пока повременил: человек он непредсказуемый», — сказал Костин, добавив, что вопросы госдолга находятся в компетенции Минфина. Идея побеседовать с режиссерами «Ленфильма» главе госбанка понравилась. «Исторически это гордость советского кинематографа, но когда приходишь, то это слезы: все разрушено», — удивил он подходом к рискам. Но в возвратности средств Костин не сомневается: кредит выдан под 100-процентную гарантию правительства.
В ВТБ отмечают, что прошедшее собрание акционеров «прошло в спокойной, рабочей атмосфере». Представитель банка подчеркнул: «Мы благодарны нашим акционерам за высказанные предложения. Они будут учтены в нашей работе».