Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что правительству не удастся избежать оптимизации госрасходов при верстке проекта бюджета на 2014–2016 годы.
«Требуется концентрация средств на ключевых программах и, что тоже, надеюсь, всем очевидно, хотя и болезненная оптимизация расходов. Это придется делать», — заявил Медведев в понедельник на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.
Дефицит федерального бюджета в 2014 году может составить 400 млрд рублей. Доходы федерального бюджета в 2014 году планируются на уровне 13,4 трлн рублей, расходы — 13,8 трлн рублей.
В 2015 и 2016 годах дефицит бюджета составит ориентировочно по 500 млрд рублей.
Только так — урезая госрасходы — можно будет сохранить макроэкономическую стабильность и обеспечить развитие экономики, добавил премьер. Сохранить «ответственный бюджет» и обеспечить рост экономики требует от правительства президент Владимир Путин. Рецепта пока не выработано, но глава государства провел серию совещаний по экономическим вопросам.
Медведев уточнил, что правительство действует строго в соответствии с Бюджетным посланием президента и взятыми на себя обязательствами. Но все предложения, которые будут вноситься в рамках бюджетных проектировок на ближайшие три года, должны активно обсуждаться с экспертами и быть понятными гражданам, предупредил Медведев.
О деталях заседания у премьера рассказал первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, многие участники не согласились с планом доходов, особенно на 2014 год.
«Споров было сегодня на заседании комиссии очень много», — заметил Шувалов. Но никто не предлагал смягчить «бюджетное правило» или увеличить дефицит бюджета.
Все три ближайших года бюджет будет дефицитным, но не более 1%ВВП.
По словам Шувалова, все участники заседания отметили, что предлагаемое Минфином сокращение расходов инвестиционного характера по отношению к расходам текущего года крайне негативно может сказаться на развитии и этого допускать нельзя. «Мы возьмем за основу все указы президента, поручения президента и премьера, которые являются безусловным нашим обязательством по финансированию, и дальше мы начнем уже все остальные программы вкладывать в оставшийся объем денежных средств», — пояснил Шувалов.
Доходы бюджета в 2014 году по сравнению с плановыми показателями могут снизиться на 628,6 млрд рублей, свидетельствуют подсчеты Минфина. Расходы ведомство предлагает снизить в следующем году на 360 млрд руб. (с 14,2 трлн до 13,847 трлн руб.). «Подсчитали расходы, исходя из бюджетного правила. Конечно, не все решения туда помещаются», — уточнил министр, добавив, что расходы придется оптимизировать. Это не секвестр, а выбор приоритетов с учетом новых задач, сказал чиновник.
Сокращать расходы казны Минфин предложил по трем направлениям. Первое — сокращение трансферта Пенсионному фонду. Тут экономия может составить в 2014 году 470 млрд руб. Кроме того, планируется снизить расходы по валоризации (пересчету) пенсий.
Еще один резерв — сокращение бюджетных ассигнований на госзакупки на 5%. Это даст в следующем году 115 млрд руб.
Третий маневр — гособоронзаказ, исполнение которого будет растянуто по времени, но не сокращено. Госпрограмма вооружений на 2012–2020 годы «весит» 20 трлн руб. По словам Силуанова, решения по сдвижке закупок вооружений и военной техники пока еще обсуждаются с Минобороны.
Наконец, ряд расходов на образование и культуру решено погрузить в бюджеты профильных ведомств. «Социальный блок, по сути дела, должен нам давать уже отдачу от тех реформ, которые там проводятся», — сказал Силуанов.
Оптимизировать структуру бюджета приходится в основном из-за сокращения поступлений от налога на прибыль в региональные бюджеты. Они снизятся в 2014 году на 546 млрд руб.
Кроме того, будут расти вычеты но НДС, а доходы от экспорта снижаться. Часть доходов съест укрепление курса рубля. Наконец, поступления в бюджет сократятся из-за снижения цен на нефть и замедления экономического роста.
«Величина дефицита бюджета будет зависеть главным образом от цены на нефть. Оценка правительства соответствует среднегодовой цене порядка $100 за баррель. При ценах в районе $110 бюджет вообще будет бездефицитным», — говорит аналитик Альфа-банка по макроэкономике Дмитрий Долгин.
Дефицит может быть смягчен и ослаблением курса национальной валюты (за пределами $32), и ростом инфляции. Она планируется в районе 4–5%, но по факту, как часто бывает, может оказаться выше, отмечает Долгин.
Обычно правительство склонно исходить в своих прогнозах из оптимистичных сценариев, поэтому, скорее всего, дефицит будет выше, отмечает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина.
«У властей нет серьезных возможностей сократить госрасходы. Отчисления на оборону и внутреннюю безопасность не сократятся, социальные обязательства тоже нужно исполнять. Поэтому «оптимизация» может выразиться в незначительном сокращении расходов по многим статьям, «везде по чуть-чуть», — предполагает Пичугина.
Начальник аналитического отдела управляющая компания «Капиталъ» Андрей Верхоланцев уверен, что резервы для снижения госрасходов есть — они в сокращении ранее принятых госпрограмм и бюджетов госкорпораций в рамках повышения их эффективности. «Еще один стандартный источник — заимствования. Скорее всего, Минфин будет осуществлять их главным образом на внутреннем рынке», — отмечает Верхоланцев.
Власти вынуждены пойти на сокращение расходов, все три маневра будут выполнены, более того, в дальнейшем возможно ещё большее сокращение, причем не только по этим позициям, но и по другим, — говорит партнер компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. — Все предыдущие расходы исходили из того, что кризис позади, что экономика будет расти. Но это не так. Прогноз по росту в 2014 году — 4%, но чудес не бывает, денег нет.»
Эксперт не понимает, как можно сократить трансферт Пенсионному фонду. Вероятно, придется отказаться от индексации пенсий. «Уже сейчас бюджетный трансферт составляет 1 трлн рублей, и он увеличивается, — добавляет Николаев. — Если уменьшить этот трансферт, то что — пенсии не платить? Нельзя решать одну проблему за счет усугубления другой».