После значительного укрепления двух предыдущих дней курс рубля снова начал слабеть на фоне ожиданий скупки валюты Минфином. По итогам утренних торгов на Московской бирже официальный курс национальной валюты на 19 июня упал на 20 копеек относительно доллара и на 30 копеек относительно евро, составив 31,88 рубля и 42,52 рубля соответственно. Но и в дальнейшем нисхождение рубля не остановилось.
К обеду доллар пробил отметку 32 рубля, евро приблизился к 43 рублям.
Аналитики считают, что это движение вызвано заявлением министра финансов Антона Силуанова в интервью агентству Bloomberg. Он пообещал, что правительство будет стимулировать экономику за счет ослабления национальной валюты. Для этого Минфин будет покупать валюту не у Центробанка, а на открытом рынке и пополнять ею Резервный фонд. Силуанов понадеялся, что «небольшое ослабление курса рубля может сыграть положительную роль для федерального бюджета доходов и экономики в целом».
По его расчетам, это «небольшое ослабление» может составить 1—2 рубля, зато принесет в бюджет дополнительные 149 млрд рублей за каждый рубль снижения курса и, возможно, подстегнет экономический рост.
Валютные интервенции планируется начать в августе. В свою очередь замминистра финансов Алексей Моисеев уточнил, что 149 млрд рублей — максимальный объем. «Мы планируем начать с 10—15% этого объема и посмотреть, что будет», — цитирует чиновника «Прайм». По его словам, последствием может стать ослабление курса рубля, а «может и не стать».
Чиновники попытались смягчить эффект этих слов. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что эти меры направлены не на девальвацию национальной валюты, а лишь на предотвращение ее чрезмерного укрепления, передает «Интерфакс». Как говорил сам Силуанов Bloomberg, «в течение последних 10 лет номинальный курс рубля практически не изменился, а цены заметно выросли», что позволило рублю укрепиться в реальном выражении и негативно сказывается на экспортерах. «Силуанов сказал ровно то, о чем мы договорились несколько месяцев назад, и это к девальвации не имеет никакого отношения, — сказал Шувалов. — Будет больше ликвидности, и не будет происходить укрепление».
«Это согласованная между Минфином и Центробанком политика, а девальвация — это когда у вас торговое сальдо резко меняется, интервенций банка нет и курс поплыл. У нас вообще этой ситуации нет, у нас, как вы знаете, сальдо по-прежнему положительное», — сказал вице-премьер.
Шувалова поддержал Международный валютный фонд. Глава миссии МВФ в России Антонио Спилимберго считает, что покупка валюты на открытом рынке будет производиться для координации взаимодействия между Минфином и Центробанком и улучшения управления ликвидностью. «Мы не считаем, что это делается для влияния на валютный курс», — сказал он.
Если властям удастся тем или иным способом обесценить рубль, положительный эффект для экономики не очевиден, предупреждают эксперты. «В случае последовательной девальвации возникает эффект импортозамещения, который стимулирует развитие внутреннего промышленного комплекса и даже сферы услуг», — соглашается руководитель направления по макроэкономике банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев. Но это действует в случае недозагрузки производственных мощностей, чего сейчас нет. На это обратил внимание и МВФ. «Экономика функционирует на уровне потенциала, при этом показатели безработицы достигли исторического минимума, а степень загрузки мощностей — высокого докризисного уровня», — говорится в заявлении миссии фонда. «Также теоретически увеличивается «курсовая» составляющая конкурентоспособности низкотехнологичного экспорта и растет в номинальном выражении выручка компаний-экспортеров, — продолжает Харлампиев. — Но при этом страдают компании, в чьем производстве используются импортные материалы и комплектующие, а также работники, чья заплата номинирована в рублях».
С другой стороны, укрепление национальной валюты, чего так боятся власти, повышает рентабельность импортозависимых производств, минимизирует валютные риски и стимулирует приток иностранного капитала, подчеркивает аналитик.
Но в любом случае резкие колебания обменного курса негативно воспринимаются экономическими агентами и оказывают скорее дестабилизирующий эффект.
Дальнейшее ослабление национальной валюты в ближайшие дни может быть смягчено тем, что она понадобится для выплаты регулярных налоговых платежей. «Дефицит рублей уже ощущается на рынке, — отмечает начальник отдела конверсионных операций Абсолют банка Антон Токмаков. — Ставки по однодневным кредитам выросли до 6,00—6,40%». По мнению эксперта, если чиновники не убедят участников рынка в том, что их действия не обрушат рубль, он продолжит снижение до уровней, обозначенных Силуановым.
«Наиболее вероятный диапазон для курса рубля в ближайшее время понижается до 31,75—32,25 рубля, ближе к августу диапазон может снизиться до 33—33,25», — оценивает начальник управления инвестиционных операций Ланта-Банка Олег Поддымников.