В Китае наблюдается худший за последние семь лет кризис банковской ликвидности. Об этом свидетельствует высокая ставка по недельным межбанковским кредитам: в июне она в среднем составляет 6,03% — это максимум с тех пор, как Национальный центр межбанковского финансирования начал ее подсчет в 2006 году, пишет агентство Bloomberg. Из-за падающего спроса инвесторов Сельскохозяйственный банк Китая во вторник сократил объемы размещения облигаций на 31%. А резервы юаней, аккумулированных банками от продаж иностранной валюты (индикатор притока капитала), в мае выросли всего на 66,9 млрд юаней ($10,9 млрд). Это самый низкий темп прироста с ноября 2012 года.
В начале июня China Everbright Bank не смог выплатить 6 млрд юаней по коротким кредитам Китайского индустриального банка, сообщало информационное агентство MNI. Дефолт ухудшил ситуацию с ликвидностью в Китайском индустриальном банке и привел к цепной реакции на межбанковском рынке.
«Мы обращаем внимание на появление некоторых проблем с ликвидностью. В ближайший месяц вопрос о выходе из этой ситуации будет крайне важен. И если преодолеть ее не удастся, вероятно, сложности будут нарастать быстрее и раньше, чем мы рассчитывали», — предупредила глава китайского подразделения Fitch Rating Шарлин Чу в интервью для Bloomberg Television.
Финансовый сектор КНР призывает Центробанк возобновить вливание капитала, указывая на такие тревожные факторы, как замедление темпов роста национальной экономики и сокращение спроса на азиатские активы — они последуют за прекращением стимулирования в США. На прошлой неделе Morgan Stanley вслед за UBS и Barclays понизил прогноз роста ВВП Китая в 2013 году с 8,2 до 7,6%. Причина — замедление роста экспорта и промпроизводства.
Агентство Fitch Rating видит в сжимании объемов банковской ликвидности проявление проблем «теневой стороны» банковского сектора и чрезмерного распространения продуктов управления благосостоянием (wealth management product , WMP).
«Это отражает «проблемы с теневым банкингом», отчасти — с продуктами управления благосостоянием,» — сказала Чу. WMP – инвестиционный продукт со сроком, как правило, менее полугода, который позволяет вкладывать полученные деньги в широкий спектр активов вплоть до долгосрочных проектов в сфере недвижимости. В отличие от банковских депозитов, ставку по которым ограничивает государство, WMP предлагают высокую доходность, что обеспечивает им популярность у населения. А высокие ставки по таким продуктам обеспечиваются за счет притока последующих инвесторов (подобно схеме Понци). По подсчетам Fitch, к концу 2012 года объем WMP достигал 12 трлн юаней (почти $2 трлн). Но это только та часть WMP, которая выпускается банками, в то время как большая часть банками лишь распространяется. Власти обеспокоены отсутствием гарантий у последних и тем, что WMP превращается в финансовую пирамиду.
Еще одна проблем рынка банковских услуг связана с резким ростом кредитования, и в том числе «теневого» кредитования. По оценкам Fitch, в 2012 году общий объем выданных кредитов, в том числе «теневых», составил 198% ВВП.
«Главная проблема «теневого» банкинга – мы не знаем, кому выдаются деньги, кто их выдает, каково качество залога. Это черный ящик», — говорит Чу. Правительство пытается внести ясность, но «проблема в том, что есть десятки тысяч небанковских кредитных организаций, которые не подпадают под контроль регулятора».
«Вопрос о причинах и сроках – самый большой вопрос, когда мы говорим о Китае. Равно как и вопрос о том, будет ли это полномасштабный банковский кризис, — рассуждает Чу. – Мы точно увидим большие проблемы банковского сектора. Они могут вылиться в кризис, а могут – в замедление темпов роста».