У Панамского канала может появиться конкурент – еще один канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Соответствующий проект стоимостью около $40 млрд одобрил подавляющим большинством голосов парламент Никарагуа. Условия работы предполагают строительство самого канала, необходимой инфраструктуры, международного аэропорта, портов, нефтепровода и зоны свободной торговли. По предварительным расчетам, канал будет глубже, шире и длиннее, чем Панамский, и позволит пропускать суда вдвое большего тоннажа; его длина может составить около 280 километров.
Власти Никарагуа рассчитывают, что грандиозный проект позволит создать 40 тысяч рабочих мест и удвоит ВВП на душу населения.
«Одно из главнейших богатств Никарагуа — выгодная географическая позиция. Поэтому идея уже давно носилась в воздухе. Морские перевозки все время растут. Возражения проекту непатриотичны», — сказал депутат никарагуанского парламента Хасинто Суарес, которого цитирует FT. Как отметил парламентарий Эдвин Кастро, начало реализации проекта строительства, возможно, уже в 2014 году обеспечит рост экономики Никарагуа на 10%.
Закон, разрешивший строительство канала, идея которого впервые появилась еще 200 лет назад, был подписан президентом Никарагуа Даниэлем Ортегой летом прошлого года. Ранее Никарагуа провела переговоры о возможном участии в проекте России, Венесуэлы, Японии, Южной Кореи и Бразилии.
Но теперь парламентарии решили, что строить канал будет малоизвестная гонконгская компания «Никарагуа кэнал девелопмент инвестмент» (HKND Group), которая получила концессию на 50 лет. HKND Group принадлежит 40-летнему китайскому бизнесмену Ван Цзину, который возглавляет и телекоммуникационную компанию Beijing Xinwei, ранее также получившую от правительства Никарагуа выгодные контракты на сумму более $300 млн.
За пользование концессией на строительство канала HKND Group будет платить Никарагуа около $10 млн в год. Китайская компания сообщила, что уже набирает команду консультантов и инженеров для работы над проектом канала, в том числе специалистов компании McKinsey и China Railway Construction, всего рассматривается четыре возможных маршрута строительства.
Защитники окружающей среды выступают против проекта. Как предполагается, канал будет проходит через крупнейший источник пресной воды в Латинской Америке — озеро Никарагуа. Оппозиционеров беспокоит отсутствие опыта у китайского подрядчика: они опасаются, что китайцы могут просто перепродать право пользования концессией.
Критики отмечают, что рентабельность проекта также под вопросом. «Не вижу никакой финансовой или экономической обоснованности проекта», — удивляется транспортный эксперт Hofstra University Жан-Пол Родриге, которого цитирует Wall Street Journal.
Во-первых, как отмечают аналитики, близится к завершению модернизация Панамского канала стоимостью около $5 млрд. В итоге канал будет расширен и углублен, что позволит увеличить его пропускную способность в два раза — это уже негативно скажется на трафике потенциального дублера.
Панамский канал протяженностью 77 километров, в отличие от Суэцкого, не проложен по всей длине на уровне моря: суда поднимаются и опускаются при помощи гигантских шлюзов на входе и выходе и проходят по пресноводному фарватеру. Канал был построен американцами в 1904–1914 годах, а в 1999 году он был передан в собственность панамского правительства и является одним из главных источников дохода для этой страны. На канал приходится около 5% всего мирового судоходства: каждый год по этой артерии проходят около 14 тыс. судов.
Представители Панамского канала пока не слишком опасаются потенциального конкурента. «Каждый день у нас новые прогнозы: что будет, если Арктика растает, если производство товаров сместится из Китая в Мексику… Пока другой информации, кроме суммы потенциальных инвестиций $40 млрд, нет», — отметил вице-президент исследовательской компании Panama Canal Authority Рудольфо Сабонге. В перспективе может поставить под сомнение строительство нового канала и таяние льдов в Арктике в условиях глобального потепления, в результате которого может быть открыт практически круглогодичный морской путь вокруг северной оконечности Америки.