«ЛУКойл» вошел в два проекта в норвежском секторе Баренцева моря. Как сообщает компания в четверг, по результатам 22-го лицензионного раунда, проведенного Министерством нефти и энергетики Норвегии, «ЛУКойл» получил 30% в проекте разработки шельфового участка № 719 (еще 20% принадлежит норвежской North Energy, а 50% владеет оператор проекта, английская Centrica) и 20% в блоке № 708 (также по 20% принадлежит North Energy и итальянской Edison, 40% — шведской Lundin Norway). Запасы блоков не сообщаются, источник, близкий к «ЛУКойлу», рассказал «Газете.Ru», что конкретных данных по ним пока нет, все будет зависеть от результатов геологоразведки. «Это обычная практика норвежского правительства», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
В число победителей 22-го лицензионного раунда вошла также «Роснефть». Российская госкомпания получила 20% в лицензии PL713 (включает в себя четыре блока: 7219/2 и 3 и 7319/11 и 12 общей площадью 1213 кв. км). Партнером будет норвежская Statoil, которая и станет оператором проекта. Запасы, как и в случае с «ЛУКойлом», не сообщаются.
Всего в ходе конкурса было присуждено 20 лицензий на шельфовые участки норвежского сектора Баренцева моря, и 4 — Норвежского. В числе других победителей норвежские Statoil и Detnor, шведская Lundin, англо-голландская Shell, французские Total и GDF Suez, германские E.On и RWE, австрийская OMV, испанская Repsol и американская ConocoPhillips.
Норвегия готовила 22-й раунд еще с 2011 года. Компании подавали заявки во второй половине 2012 года. Баренцево море вообще считается очень перспективным с точки зрения добычи полезных ископаемых (по данным российского Министерства природных ресурсов, на сегодняшний день в макрорегионе Баренцева моря открыто 594 месторождения нефти, 159 — газа, 2 — никеля и более 350 — золота). Что касается норвежского сектора, нефтяной директорат Норвегии в начале 2013 года оценил его запасы углеводородов в 1,9 млрд тонн нефтяного эквивалента, причем лишь около 15% запасов приходится на нефть, остальное — газ.
По оценкам Норвегии, стоимость этих запасов составляет не менее $30 млрд. Причем часть Баренцева моря, на территории которой Норвегия сейчас предлагает иностранным партнерам шельфовые проекты, норвежцы получили лишь в 2010 году по соглашению с Россией «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». До этого акватория, которой сейчас владеет Норвегия (175 тыс. кв. км) считалась так называемой серой зоной, то есть фактически была спорной территорией.
Интерес российских компаний к работе в норвежском секторе Баренцева моря понятен. «Роснефть» в последнее время активно расширяется, а кроме того, она уже заключила соглашение со Statoil о сотрудничестве на российском шельфе. У «ЛУКойла» — крупнейшей в России частной нефтегазовой компании — ситуация несколько сложнее.
«ЛУКойл» постоянно ищет новые активы как в России, так и за рубежом, — комментирует аналитик UBS Константин Черепанов. — В условиях, когда у «ЛУКойла» нет доступа к российскому арктическому шельфу (по законодательству право на освоение шельфа имеют только «Газпром» и «Роснефть». — «Газета.Ru»), каким могут похвастаться госкомпании, ему приходится расширяться за счет любых более или менее привлекательных активов».
В последнее время «ЛУКойл» действительно начал собирать активы в свою копилку. Во вторник компания сообщила о приобретении 65% в проекте геологоразведки, разработки и добычи на морском блоке CI-504 (Гвинейский залив, акватория Республики Кот-д'Ивуар). Доля была приобретена у нигерийской Taleveras Energy, сумма сделки не сообщалась.
В конце марта бразильское издание Folha сообщало, что «ЛУКойл» ведет переговоры о приобретении 40-процентного пакета в бразильской нефтегазовой компании OGX Petroleo e Gas Participacoes SA, которую контролирует миллиардер Эйке Батиста. Однако источники, близкие к «ЛУКойлу», уточнили «Газете.Ru», что речь не идет о покупке доли, — скорее всего, «ЛУКойл» войдет в один из шельфовых проектов OGX.
Еще раньше в марте «ЛУКойл» приобрел 100% компании «Самара-Нафта», которая ведет добычу в Самарской и Ульяновской областях (около 2,5 млн тонн нефти в год, общие запасы — около 85 млн тонн). Продавцом выступила американская Hess Corp., сумма сделки составила чуть более $2 млрд.
И, наконец, в конце прошлого года «ЛУКойл» приобрел одно из последних крупных месторождений на континентальной части России — Имилорское (запасы — 193 млн тонн), заплатив вдвое больше стартовой цены — 50,8 млрд рублей.
Как ранее отмечали эксперты рынка, и в случае с Имилорским, и в случае с «Самара-Нафта» «ЛУКойл» определенно переплатил.
Погоня за активами связана в первую очередь с падением добычи «ЛУКойла». Она падает на протяжении последних трех лет, и, хотя снижение в 2012 году сократилось с 5 до 1%, полностью изменить тенденцию не удается. По результатам 2013 года компания обещает повысить производство нефти на 2%.
Однако источник в нефтяной отрасли считает, что зарубежные шельфовые проекты призваны не столько способствовать росту добычи, сколько продемонстрировать российскому правительству, что «ЛУКойл» способен работать и на российском шельфе.
«Вариант с Норвегией — это расширение компетенции, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — Компания делает все, чтобы показать российским властям: ее можно допустить к освоению арктического и дальневосточного шельфа России. Тем более что условия работы в данном случае схожие — Баренцево море».
Активно интересоваться российским шельфом частные нефтяные компании начали весной 2012 года, после того как «Роснефть» договорилась о совместных шельфовых проектах с американской ExxonMobil.
В начале апреля прошлого года главы «ЛУКойла», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаза» и «Башнефти» направили письмо Путину, занимавшему на тот момент должность премьер-министра. Нефтяники просили допустить их к ресурсам шельфа, аргументируя это тем, что без их участия программа освоения шельфовых запасов не будет реализована. Путин в ответ заявил, что уже дал поручение членам правительства подумать над тем, как с большим эффектом приглашать частные российские компании на шельфовые проекты.
В итоге предшественник Игоря Сечина на посту главы «Роснефти» Эдуард Худайнатов направил частным компаниям письмо, в котором предложил им поработать на шельфе на тех же условиях, что и Exxon (американцы получили 33% в СП с «Роснефтью», соглашений с Eni и Statoil на тот момент еще не было). Предложение было сделано по 12 участкам на шельфе России, в том числе в бывшей «серой зоне» Баренцева моря (зона, по которой ранее Россия спорила с Норвегией) и на Магадане. Официально условия совместной разработки шельфа не раскрывались, но источники сообщали, что частные компании должны взять на себя расходы по геологоразведке, а кроме того, выплачивать «Роснефти» $0,25 с каждого барреля. Реализацией добытых углеводородов должно было заниматься совместное предприятие, но на основании предложений «Роснефти».
Источник «Газеты.Ru» в одной из российских нефтяных компаний утверждает, что
частные российские корпорации изначально не были заинтересованы в работе на предложенных «Роснефтью» условиях. Они возражали против того, чтобы российским компаниям предлагали те же условия, что и иностранным.