Связь развития гражданского общества и экономического роста, а также борьбу с неравенством доходов населения обсуждали участники гражданского саммита «группы двадцати» в рамках сессии «Экономический рост и гражданское общество», проходившей в четверг в «Президент-Отеле».
Выступавший первым экс-глава Минфина и декан факультета свободных наук и искусств Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Кудрин заговорил о своей любимой теме «нефтяного проклятия», довлеющего над Россией и тормозящего проведение реформ. На протяжении последних 12 лет, которые как раз пришлись на время, когда Кудрин был главой Минфина, бюджет получал серьезные доходы от нефтяных цен, сознательность налогоплательщиков была низкой, посетовал он.
Финансист затронул и проблему европейского кризиса. Большой вопрос, надо ли помогать странам, которые были менее эффективны и имеют большой долг, поскольку это порождает иждивенческий настрой, предупредил Кудрин.
«Многие страны вели себя недостаточно ответственно, — согласился участвовавший в дискуссии вице-премьер Аркадий Дворкович. — Но вопрос, кто вел себя менее ответственно — крупные развитые страны или развивающиеся». Например, на пострадавший недавно от долгового кризиса Кипр была возложена часть бремени помощи Греции, напомнил он.
Затем Дворкович заговорил о вопросе необходимого уровня социальной защиты и проблем пенсионных систем разных стран. Доступность социальной защиты надо расширять с оговорками, сказал Дворкович, приведя в пример Францию, где часть населения работает и платит «большие налоги», а другая часть работать не хочет и живет за счет этих налогов.
Представителей общественных организаций, впрочем, волновали не те вопросы, которые подняли ключевые спикеры, из-за чего полноценной дискуссии на заседании сессии так и не получилось.
Главная проблема — рост разрыва между уровнем доходов богатых и бедных на фоне роста отечественного ВВП, посетовала директор Института международных организаций и международного сотрудничества Марина Ларионова. По ее словам, инициативы «гражданской двадцатки» предполагают создание систем социальной защиты, обеспечение прозрачности органов власти через предоставление гражданам доступа к мониторингу обязательств, социальных услуг и их качества и принятие в расчет общественных последствий экономических решений.
«Причины замедления роста — в первую очередь апатия и недоверие, экономика без доверия общества к власти на 30–50% менее продуктивна», — добавил исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), лауреат Нобелевской премии мира в составе группы ООН по изменению климата Игорь Башмаков.
Доверие между гражданским обществом и органами власти продолжает падать, сказал он. Впрочем, основная часть выступления Башмакова была посвящена перспективам «сжатия» российского ВВП и создания эффекта «шагреневой кожи» не из-за снижения доверия населения к власти, а из-за продолжения курса на углеводородную экономику, а также эффекта глобального потепления.
В ходе ответов на вопросы ключевым оказалось обсуждение закона, обязывающего российские некоммерческие организации с западным финансированием регистрироваться в качестве иностранного агента. Эту явно интересную для присутствующих тему поднял сорвавший аплодисменты представитель благотворительного фонда «Добрый жест».
Кудрин задержал уже собиравшегося уходить Дворковича. Он попросил чиновника не расширять список НКО, которым может присваиваться статус иностранного агента, особенно в тех случаях, когда организации получают гранты для издания книг.
Вице-премьер посетовал, что задержка для ответа на вопрос грозит обернуться увольнением, поскольку он опаздывает на совещание к президенту. «Я уже через это прошел», — гордо заметил Кудрин. «Ваше увольнение не было связано с опозданием, вы, наоборот, слишком поспешили», — парировал Дворкович,
задержавшийся тем не менее, чтобы сказать, что в целом он поддерживает внесение изменений в законодательство по НКО. «Ведь сейчас даже Российская экономическая школа (РЭШ) может считаться иностранным агентом — есть риски, и немалые», — посетовал Дворкович, буквально накануне встречавшийся в Париже с бывшим ректором РЭШ Сергеем Гуриевым, уехавшим из России из-за угрозы преследования со стороны силовиков. Правда, должен быть баланс между правами человека и национальной безопасностью — это подтверждает недавний скандал в США со слежкой спецслужб за гражданами, отметил Дворкович.
«Главным иностранным агентом может считаться федеральное правительство, получающее более половины своих доходов от экспорта нефти и газа», — пошутил напоследок Башмаков.
Кудрин задержался на пресс-конференции, после которой отдельно общался и фотографировался с желающими.