«Мобильные телесистемы» в первом квартале нарастили абонентскую базу до 71,3 млн пользователей, по сравнению с январем — мартом прошлого года показатель вырос на 2,8%, следует из финансовой отчетности компании. По числу абонентов МТС оказались лидером среди операторов «большой тройки» — у «Мегафона» количество абонентов выросло на 1,7%, до 62,7 млн пользователей, у «Вымпелкома» осталось на прежнем уровне — 55,7 млн.
Количество минут, которые клиенты МТС тратили на звонки, выросло на 10%, до 310 минут, а средняя выручка на одного абонента в месяц (ARPU) — на 4%, до 292 рублей.
Оператор также показал низкий уровень оттока абонентов — 9,5% (в первом квартале 2012 года показатель составлял 11,3%), отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова. «В итоге они существенно повысили качество абонентской базы и работы с лояльными клиентами за счет оптимизации розничной сети. А эффективная коммерческая политика обеспечила им приток новых абонентов», — указала эксперт.
Стимулировало рост ARPU сокращение продаж смартфонов высокой ценовой категории: компания сфокусировалась на продвижении недорогих моделей, в том числе собственных.
«Продажи смартфонов низкого ценового сегмента выросли в два раза за год, а общее проникновение смартфонов в сети МТС увеличилось до 25% с 16,5% за тот же период прошлого года»,
— отметил президент МТС Андрей Дубовсков. Продажи бюджетных смартфонов также оказали влияние на рост доходов от передачи данных — на 37%, до 10 млрд рублей. Рост обусловлен в том числе пакетными предложениями на эти услуги, продажами дата-сервисов и партнерством с производителями телефонов по совместному продвижению продуктов.
«Лидерство по динамике выручки этого показателя во многом обеспечено также нашими усилиями по увеличению покрытия и емкости сетей, а также действиями компании по строительству эффективных каналов дистрибуции», — добавил Дубовсков.
Выручка МТС от мобильного бизнеса без учета продаж телефонов выросла год к году на 7%, до 63 млрд рублей. «Фиксированный» бизнес принес компании еще 14 млрд рублей — показатель увеличился на 4%. «Мы обеспечили рост выручки за счет продолжающейся модернизации сетей, которая позволяет развивать абонентскую базу пользователей и укреплять рыночные позиции в сегменте широкополосного доступа и платного телевидения», — уточнил Дубовсков.
Выручка от российского бизнеса выросла на 5%, до 82,7 млрд рублей. Для сравнения, выручка «Вымпелкома» по итогам января — марта увеличилась до 70 млрд рублей (+5%), а «Мегафона» — до 67 млрд рублей (+7,5%).
Показатель OIBDA МТС вырос на 6% — до 35,8 млрд, маржа OIBDA составила 43,3%.
Консолидированная выручка группы МТС в отчетном периоде увеличилась на 2%, до 92,9 млрд рублей, а без учета деятельности в Узбекистане — на 6%.
Консолидированная скорректированная OIBDA (операционная прибыль до вычета износа основных средств, амортизации нематериальных активов и убытка от обесценивания активов) выросла на 3%, до 39,1 млрд рублей. Скорректированная OIBDA МТС, включая убытки от обесценения бизнеса в Узбекистане (19,1 млрд рублей) и резерва для обеспечения расходов по судебным искам (165 млрд рублей) в регионе выросла на 8% — до 39,3 млрд рублей. А чистая прибыль группы сократилась на 17%, до 13 млрд рублей: потери составили 1,5 млрд рублей в связи с курсовыми разницами.
Результаты по выручке и чистой прибыли оказались чуть ниже ожиданий аналитиков, отмечает Сергей Либин из Raiffeisenbank. Выручка группы МТС оказалась ниже консенсус-прогноза на 1%, а по чистой прибыли — на 5%.
Эксперт обращает внимание на рост выручки от передачи данных, который оказался больше, чем у «Вымпелкома» и «Мегафона». «По выручке от передачи данных МТС практически догнали «Мегафон» — сейчас между ними разница в 2,5%. Если такие темпы сохранятся, то в следующем квартале МТС могут вполне обогнать конкурента», — говорит Либин.
Стратегия МТС по продвижению высокомаржинальных услуг — сложных дата-тарифов, комплексных продуктов, продажи смартфонов — реализуема и приносит первые плоды, констатирует Арутюнова. Эксперт считает, что отчетность подтверждает реальность прогнозов МТС на 2013 год (5–7% роста выручки и 41–42% маржи по OIBDA).
«Они демонстрируют такие результаты уже в первом квартале, который по традиции считается не самым сильным для телекоммуникационных компаний. Это говорит о том, что они могут уверенно пройти по установленному прогнозу в течение года», — отмечает Арутюнова.
В день публикации финансовой отчетности акции компании на Московской бирже выросли на 0,36%, до 255,50 руб. за бумагу. Капитализация компании составила 527,66 млрд руб.