Прибыль авиаперевозчиков в этом году вырастет до $12,7 млрд, что на 67% выше результата прошлого года, прогнозирует Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Предыдущий прогноз IATA на этот год от 20 марта был на 20% ниже ($10,6 млрд). Выручка авиаперевозчиков, согласно прогнозу ассоциации, увеличится до $711 млрд. Таким образом текущий год будет одним из самых сильных для авиакомпаний: показатели были лучше лишь в 2007 году (2,9% при прибыли в $14,7 млрд) и в 2010 году (3,3% при прибыли в $19,2 млрд).
Ассоциация улучшила прогноз прибыли индустрии авиаперевозок на текущий год в связи с рекордной загруженностью авиарейсов. В этом году впервые в истории авиакомпании перевезут свыше 3 млрд пассажиров — 3,13 млрд. Благодаря этому средний коэффициент загрузки рейсов поднимется до рекордных 80,3%, заявил на годовом собрании IATA в Кейптауне гендиректор организации Тони Тайлер.
Рост прибыли произойдет во многом благодаря эффективному сокращению расходов и правильной работе с размещением пассажиров — многие авиакомпании воздержались от увеличения числа посадочных мест, несмотря на рост спроса на авиаперевозки, поясняют в IATA. Рост пассажировместимости лайнеров составит 4,3%, а спрос вырастет на 5,3%, отмечает ассоциация. Вдобавок авиаперевозчики пытаются увеличить прибыль за счет взимания дополнительной платы за предварительное оформление багажа и резервацию места в самолете. Подобные так называемые вспомогательные доходы, по оценке IATA, в 2013 году составляют 5% от общего объема доходов авиакомпаний.
На руку перевозчикам играют и макроэкономические факторы. Средняя цена нефти Brent снизится в этом году до $108 за баррель со $111,8 годом ранее, что позволит сдержать топливные расходы. Рентабельность авиакомпаний тесно связана с ростом мирового ВВП: в те годы, когда подъем ВВП составлял менее 2%, авиакомпании фиксировали общий убыток, отмечается IATA. В 2013 году ожидается лишь небольшое ускорение мирового роста — до 2,2% с 2,1% в 2012 году.
Правда, рентабельность отрасли по прибыли после учета налогов остается слабой — 1,8% по чистой прибыли.
«Это трудный бизнес. Авиаперевозчикам необходимо постоянно следить, чтобы затраты не превышали доходы. Многим авиакомпаниям приходится бороться за выживание. В среднем авиакомпания будет зарабатывать всего $4 с каждого пассажира — это меньше стоимости бутерброда в большинстве кафе», — посетовал Тайлер.
IATA ожидает, что авиакомпании во всех регионах мира будут безубыточными в этом году, но объемы и темпы роста прибыли будут разниться. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в этом году ожидается чистая прибыль авиакомпаний на уровне $4,6 млрд, что на $400 млн лучше мартовского прогноза. Основным фактором роста остается сильный спрос в Китае и интерес к дальнемагистральным перевозкам. Общий спрос на пассажирские перевозки в АТР, как ожидается, увеличится на 6,3%, тогда как пассажировместимость — лишь на 5,6%.
Североамериканские авиаперевозчики завершат 2013 год с общей чистой прибылью в $4,4 млрд против ранее ожидавшихся $3,6 млрд, несмотря на самый слабый рост спроса среди всех регионов мира (1,7%), который, тем не менее, опередит увеличение пассажировместимости (0,7%). Рентабельность компаний в Северной Америке поддержат серьезные структурные реформы. Авиакомпании Европы получат прибыль в $1,6 млрд, что вдвое лучше предыдущего прогноза, сообщает IATA.
Авиакомпании стран Ближнего Востока получат прибыль в размере $1,5 млрд (это на $100 млн больше мартовского прогноза на $400 млн больше декабрьского прогноза IATA), при том что по итогам прошлого года прибыль была зафиксирована на отметке $900 млн. Латинская Америка станет единственным регионом, прогноз для которой не изменился с марта этого года — IATA прогнозирует прибыль на уровне $600 млн. Африканские авиакомпании, как ожидается, выйдут на прибыль в $100 млн против убытков, зафиксированных по итогам прошлого года. Авиаперевозчики этого региона останутся наименее прибыльными
Сектор грузоперевозок стагнирует, констатирует IATA. Общий объем перевозимых грузов останется без изменений — на уровне 52,1 миллиарда тонн, этот сектор не показывал существенного роста с 2010 года.
«Показатели растут, с одной стороны, из-за удешевления авиатоплива в самый сезон, с другой — из-за того, что пассажировместимость увеличивается минимально, а спрос растет», — соглашается аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. «В Европе зачастую продают больше билетов, чем посадочных мест в самолете. Из-за высокой регулярности рейсов это не является проблемой», — добавляет Андрей Рожков из ИФК «Метрополя».
Российские эксперты ожидают улучшения показателей и у отечественных перевозчиков. Рост операционных показателей «Аэрофлота» составит 18–19%, прибыль может вырасти примерно на 20% по сравнению с прошлым годом, полагает Рожков. Сам авиаперевозчик ожидает роста выручки в этом году до $9,56 млрд. Чистая прибыль «Аэрофлота» за I квартал 2013 года по РСБУ выросла в 2,58 раза относительно предыдущего периода — до 2,882 млрд рублей. Выручка авиаперевозчика за январь — март 2013 года выросла на 20% — до 40,315 млрд рублей. Пассажиропоток «Аэрофлота» в январе — апреле увеличился на 19,7% в годовом выражении до 5,915 млн человек.