Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

От «Штокмана» остается завещание

«Газпром» откладывает разработку «Штокмана» для будущих поколений

«Газпром» пока не окончательно отказался от проекта, но не исключает, что Штокмановское месторождение будут осваивать уже потомки. Все будет зависеть от конъюнктуры рынка, заявляет «Газпром». По словам экспертов, из-за «сланцевой революции» в США «Газпрому» действительно выгоднее сосредоточиться на других проектах.

О планах «Газпрома» надолго отложить разработку Штокмановского месторождения в пятницу заявил замглавы газового холдинга Андрей Круглов на заседании Европейского делового конгресса в Амстердаме. Он напомнил, что на следующей неделе правление «Газпрома» будет обсуждать перспективы Штокмановского проекта. «Я не исключаю, что это месторождение будет осваиваться уже будущими поколениями, — сказал Круглов. — Посмотрим, как изменится рынок».

Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено на шельфе Баренцева моря, примерно в 600 километрах к северо-востоку от Мурманска. Глубина в этом районе достигает 340 метров. Разведанные запасы составляют около 3,8 трлн кубометров природного газа и около 37 млн тонн газового конденсата — по запасам это одно из крупнейших месторождений в мире.

Проектная добыча на «Штокмане» должна составить 71 млрд кубометров в год, максимальная может составить до 95 млрд кубометров (для сравнения: Германия, самый крупный контрагент «Газпрома», закупает ежегодно 33–35 млрд кубометров российского газа). «Газпром» получил в образованной компании-операторе Shtokman Development 51%, 25% получила французская Total и 24% — норвежская Statoil.

Планировалось, что первый газ со «Штокмана» пойдет уже в 2013 году. Впоследствии годом начала разработки был утвержден 2016-й, но в июне 2011 года Shtokman Development обратилась с заявкой о продлении сроков ввода месторождения до 2017—2018 годов. По проекту еще не принято инвестиционное решение, а лицензионные сроки «поджимают», поясняли тогда в «Газпроме».

Глава Роснедр Анатолий Ледовских заявлял, что предложение об отсрочке будет поддержано, но в ноябре 2011 года правительство поставило «Газпрому» жесткое условие: «Штокман» должен быть введен в строй не позднее 2016 года. Этот срок был утвержден правительственной комиссией по топливно-энергетическому комплексу, которую тогда возглавлял вице-премьер Игорь Сечин.

В июле 2012 года сроки акционерного соглашения истекли, после чего иностранные акционеры оператора проекта Shtokman Development — Statoil и Total — должны были передать «Газпрому» свои акции по минимальной цене, определенной соглашениями.

Долю Statoil в 24% акций «Газпром» выкупил осенью прошлого года, заплатив всего 790 тыс. рублей (данные из отчетности «Газпрома»). Норвежская компания, списывая свои затраты на участие в проекте, указала сумму в $340 млн. Французы, в свою очередь, заявили, что сохраняют интерес к «Штокману», и не стали продавать свою долю.

В декабре 2012 года «Газпром» сообщил, что готов самостоятельно разрабатывать «Штокман».

Позднее, уже в начале текущего года, «Газпром» заявил, что может начать Штокмановский проект после 2019 года. Согласно материалам компании, распространенным на дне инвестора в феврале, компания рассматривает два прогноза по добыче на 2030 год: 600 млрд кубометров без учета газа со Штокмановского месторождения и 700 млрд кубов, учитывая «Штокман».

Но уже в марте «Газпром» и Total договорились подготовить «дорожную карту» проекта.

Круглов пояснил, что «Штокман» может быть отложен для будущих поколений в связи с тем, что на Сахалине у «Газпрома» есть Южно-Киринское месторождение с сопоставимыми запасами, причем оно расположено ближе к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Источник в газовой отрасли рассказал «Газете.Ru», что неоднократные переносы сроков могли быть связаны с тем, что у «Газпрома» возникли проблемы с установкой платформы первой очереди проекта.

«Штокмановский проект с самого начала столкнулся с рядом сложностей, — рассказывает аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин. – Это были и разногласия акционеров по технологическим решениям («Газпром» и Total долго не могли договориться по вопросу реализации первой фазы «Штокмана» – «Газета.Ru»), и, что важнее, вопрос сбыта».

Штокмановский газ, как предполагалось изначально, будет сжижаться и пойдет на рынок в виде сжиженного природного газа (СПГ).

Основным рынком сбыта для «Штокмана» считались США, однако сейчас это направление поставок уже не актуально в связи с бумом сланцевого газа в Штатах. «Сланцевые» проекты позволили Америке полностью прекратить импорт газа.

Более того, рынок ожидает, что в ближайшем будущем США могут стать крупным экспортером СПГ. «В этом свете Южно-Киринское месторождение для «Газпрома», безусловно, значительно интереснее «Штокмана», — отмечает Кокин. – Если ориентироваться на рынки АТР, то оно значительно ближе, и опыт производства СПГ на Сахалине у «Газпрома» уже есть».

В рамках проекта «Сахалин-2», оператором которого является совместное предприятие «Сахалин энерджи» («Газпром» владеет 50 плюс одной акцией, также в проекте участвуют англо-голландская Shell и японские Mitsubishi и Mitsui), работает завод СПГ мощностью 10 млн тонн. «Газпром» планирует увеличить мощность предприятия до 15 млн тонн. «Еще в 2008 году в стратегии «Газпрома» по проектам СПГ большое значение придавалось региону Северной Атлантики, — напоминает глава ИК Concern General Invest Андрей Никитюк. – И на «Штокман» возлагались особые надежды». Но в результате «сланцевой революции» в США «Газпрому» пришлось переориентировать сбытовой интерес в сторону АТР.

«Штаты и Австралия (которая, по прогнозам самого «Газпрома», станет ключевым игроком на рынке СПГ) уже сейчас являются серьезными конкурентами для российской компании», — считает Никитюк.

По мнению эксперта, Total пока будет сохранять нейтральную позицию, но в дальнейшем может выйти из проекта.

Новости и материалы
Украина показала обломки ракеты «Орешник» иностранным журналистам
В России могут возбудить уголовное дело из-за возгорания самолета в Анталье
Минтранс Турции назвал точное число пассажиров на борту загоревшегося самолета РФ
Более 20 самолетов сели в других аэропортах после пожара на борту лайнера РФ в Анталье
Обращение Путина назвали сигналом Западу
В Курской области объявили опасность атаки беспилотников
В Орловской области отменили ракетную опасность
Ракетная опасность объявлена в двух районах Брянской области
Пассажирам сгоревшего SSJ рекомендуют держать связь с туроператорами
В Киеве слышны взрывы
Состояние пассажиров и экипажа загоревшегося в аэропорту Антальи самолета уточняется
В ДНР сообщили о пяти атаках ВСУ за сутки
Предварительной причиной пожара самолета в Анталье является ошибка пилотирования
Российский авиаперевозчик назвал причину грубой посадки в аэропорту Антальи
Российские дипломаты выехали на место возгорания российского самолета в Турции
На Роналду подали в суд из-за неоплаченного счета
Аэропорт Антальи приостановил прием самолетов
Политолог объяснил, зачем Байден разрешил Украине наносить удары вглубь России
Все новости