Министерство финансов может скорректировать прогноз дефицита бюджета в 2014 году из-за сокращения доходов на 650 млрд рублей, сообщил министр финансов Антон Силуанов.По его словам, изменения прогноза экономического роста Минэкономразвития приводят к снижению прогноза доходов в следующем году.
Минэкономразвития дважды за последний год пересматривало прогноз по росту ВВП в 2013 году — каждый раз с понижением. В бюджет-2013 был заложен рост 4,3%. В конце прошлого года МЭР сократил прогноз до 3,7%, а в апреле этого года – до 2,4%. Текущая статистика еще хуже: по предварительным данным Росстата, в первом квартале 2013 года рост ВВП составил всего 1,6%.
Апрельский прогноз Минэкономразвития содержал цифры не только для текущего, но и для 2014–2015 годов и должен лечь в основу разрабатываемого Минфином закона о бюджете на будущий год и будущую трехлетку. Снижение роста ВВП ведет к потере бюджетом доходной базы. «В целом прогноз, который мы приняли, приводит к снижению доходов бюджета: снижается прогноз роста экономики, снижается прогноз импорта, курс рубля более крепкий по сравнению с первоначальным прогнозом. Поэтому это приводит к снижению доходов бюджета — как нефтегазовых, так и ненефтегазовых — на 650 миллиардов рублей в следующем году по сравнению с трехлетним планом», — сказал Силуанов, которого цитирует «Интерфакс».
В соответствии с законом о бюджете на 2013 год запланирован дефицит бюджета в размере 144 млрд рублей, или 0,2% ВВП. Потеря доходов бюджетом приведет к росту дефицита до 800 млрд рублей, что составит около 1% ВВП. Силуанов напомнил, что в соответствии с бюджетным кодексом расходные обязательства федерального бюджета не могут сокращаться даже в случае снижения доходов. Сокращению, по его словам, подлежат только так называемые условно утвержденные расходы, согласно закону о бюджете в 2014 году запланированные в объеме 350 миллиардов рублей. С учетом снижения условно расходов дефицит составит около 0,6% ВВП.
Силуанов напомнил, что, согласно бюджетному правилу, все расходы бюджета должны быть профинансированы — если для этого не хватает текущих доходов, необходимые средства будут получены из Резервного фонда.
Однако и его объемы снижаются. К концу года в резервном фонде будет 4% ВВП (столько же в нем было по состоянию на 1 мая), сообщил Силуанов.Объем Резервного фонда, по оценке Минфина, в 2014 году составит 3,7% ВВП, в 2015 году - 3%, в 2016 году - 3,4% ВВП по сравнению с запланированным достижением к этому времени нормативной величины фонда 7% ВВП (сверх этой величины нефтегазовые доходы можно направлять на инфраструктурные проекты и в фонд национального благосостояния).
Экономистов увеличение дефицита бюджета не удивляет. «Заместить выпадающие доходы нечем, амбициозные планы по приватизации не реализовались: ясно, что больше 100–120 млрд рублей за год привлечь не удастся», — констатирует старший экономист «Сбербанк CIB» Антон Струченевский. Ранее планировалось привлечение в бюджет за счет приватизации 427 млрд рублей.
«Видимо, придется пересматривать программу заимствований», — рассуждает Струченевский. Еще один вариант, по его мнению, пересмотр расходов бюджета. Расходы бюджета – достаточно гибкая вещь, они могут быть ниже, чем изначально запланировано, говорит экономист.
В пример Струченевский приводит 2011 год, когда расходы были меньше, чем изначально планировалось, на 198 млрд рублей. «В бюджете в явном виде фиксируется примерно процентов 80 от общей суммы расходов, — говорит Струченевский, — оставшиеся 20% распределяются по усмотрению правительства и теоретически могут быть уменьшены».
Еще один вариант для снижения дефицита --падение курса рубля. «Наши прогнозы (увеличения дефицита) совпадают с заявлениями Минфина, однако не в части укрепления российской валюты», — говорит заместитель директора по аналитике Saxo Bank Кирилл Самышкин. Ожидание снижения импорта вполне обоснованно, даже при условии, что рынок металлов начнет восстанавливаться, согласен экономист с прогнозами ведомства. Но снижение темпов роста ВВП (в Saxo bank считают, что по итогам года рост будет менее озвученных Минэкономразвития 2,4% — около 2%), усиление инфляции (с большой долей вероятности превысит 6%) будут означать ослабление курса рубля, считает Самышкин. По сути, номинальная величина доходной части госбюджета может от этого вырасти, что несколько компенсирует падение импорта, но покупательная способность валюты будет низкой, говорит аналитик.