Экс-министр финансов Алексей Кудрин получил предложение вернуться во власть, подтвердил в ходе «прямой линии» президент Владимир Путин, не назвав предложенной должности. «Да, было дело — предлагал. Но он не хочет. Сачок. Работать не хочет. Чувствует, что будет тяжело...» — посетовал президент.
О возможном возвращении Кудрина во власть на прошлой неделе сообщали источники «Газеты.Ru». По неофициальной информации, Кудрин мог стать первым заместителем главы администрации президента по вопросам инвестклимата и работе с иностранными инвесторами. В понедельник Кудрин принял участие в совещании по стимулированию экономического роста в Сочи с участием Путина. Но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил тогда, что кадровых предложений экс-министр финансов не получал. Сам Кудрин ограничился комментарием: «Все, что писалось в течение этих дней, — это были слухи, они не подтверждаются».
В четверг Кудрин объяснил отказ от вакансии нежеланием заниматься полумерами. «Я долго работал вице-премьером и отвечал за экономику, но система полумер и полуреформ сегодня не сработает. Россия не развернется тогда от нефтяной зависимости», — заявил экс-министр, добавив, что не готов «заниматься реализацией инерционного сценария». Этим я не готов заниматься, я хочу заниматься реальными делами, резюмировал он.
Участие Кудрина в «прямой линии» стало сюрпризом. Ведущие в студии подключили его к дискуссии с президентом о перспективах экономики. Рост замедлился, и внешние факторы (глобальный экономический кризис, на который ссылается Путин) играют не определяющую роль, считает Кудрин: проблема снижения темпов в первом квартале 2013 года до 1,1% — во внутренних факторах. Негативное внешнее влияние для российской экономики выражается в снижении цен на нефть, но в текущем году сырье сравнительно дорогое. «Получилось, что при такой высокой цене на нефть мы имеем такие низкие темпы роста», — отметил Кудрин, напомнив, что до кризиса (когда он возглавлял Минфин. — «Газета.Ru») экономика росла быстрее.
Правительство, по мнению бывшего министра финансов, не справляется с задачей стимулирования экономического роста, хотя цены на нефть остаются высокими и деньги в бюджете есть.
В общих чертах Кудрин изложил в прямом эфире альтернативную программу действий для кабинета министров. Во-первых, нужно снизить зависимость бюджета от продажи сырья. Кудрин употребил в этой связи слово «разворот»: «Разворот экономики от нефтяной зависимости должен стать главным в работе правительства. Но такого поворота, мне кажется, по-настоящему не происходит».
Во-вторых, правительство должно быть понятным для бизнеса. Сейчас бизнес не знает, какими будут страховые взносы. В прошлом году они выросли, и несколько сотен тысяч малых предприятий закрылось. «Что теперь предложит правительство?» — спросил у Путина Кудрин.
В-третьих, регионам нужна срочная поддержка, дополнительные источники дохода.
Четвертый пункт программы Кудрина — опережающий рост производительности труда по отношению к росту зарплат.
«Наконец, какой будет политическая система? Это волнует и общество, и бизнес», — задал вопрос Кудрин. И в резкой форме резюмировал: «Год назад надо было это делать!»
Путин отреагировал не менее эмоционально: признал, что с точки зрения экономики опережающий рост зарплат не совсем благоприятен, но зарплаты граждан слишком малы и должны расти. «Я напомню, что Алексей Леонидович, когда работал в правительстве, был дважды признан лучшим министром финансов на глобальном уровне. Но он никогда не был министром, отвечающим за социальные вопросы», — уточнил Путин.
Выступление Кудрина говорит о претензиях на пост премьер-министра, который сейчас занимает Дмитрий Медведев, не сомневаются экономисты. Идти во власть, когда ситуация с вероятностью в 99% будет ухудшаться, — это риск: потом предъявят обвинения, что позвали, а ты не справился, рассуждает директор департамента стратегического анализа аудиторской группы ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Николаев. «В такой ситуации если идти, то на должность не менее премьера. Если рисковать, то так. Риски повышают запрос с кадровой точки зрения», — полагает экономист.
Тему отставки правительства первым затронул в ходе «прямой линии» Павел Захарченко из Белгорода. Он спросил Путина, не планирует ли тот заменить некоторых министров, которые не справляются со своими обязанностями.
«Молодец Павел Захарченко! — ответил президент. — Спрос должен быть жестким со всех уровней власти. Но правительство работает менее года. Надо дать ему реализоваться. Нужна ли сейчас кадровая чехарда, не знаю. Это может привести к хаосу. Хотя претензий к правительству накопилось немало».
Но в такой конструкции (Кудрин — премьер) возникает вопрос управляемости: всегда ли Кудрин, имея полномочия премьер-министра, будет действовать в соответствии с решениями президента, добавляет источник в экспертном сообществе. «Существуют люди, заинтересованные в перераспределении финансовых потоков и нейтрализации политической активности Медведева. Но жестко отстаивающий свои позиции Кудрин не стал бы для них более предпочтительным вариантом», — говорит он.
Заместитель директора Центра фискальной политики Александр Дерюгин считает, что Кудрин мог бы вернуться в правительство — на должность премьера. «Но не готов это сделать сейчас, потому что вернется к тому, от чего ушел. Кудрин возражал против того, что вся российская экономика сводилась к распределению природной ренты. Больше ничего не делается, и Кудрин понимает, что ему вряд ли дадут переломить эту ситуацию», — говорит он.
«Что может решить один человек, даже имеющий богатый опыт в финансовой сфере, когда нужны системные действия по улучшению инвестиционного климата и социальной сферы?» — солидарен Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив.
Кудрин не публиковал программу политических реформ, но общее направление — то, в котором необходимо двигаться России, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «Например, Кудрин нередко говорит, что необходимо предоставление большей самостоятельности и ответственности регионам», — указывает эксперт.
Для проведения таких реформ потребовались бы большие полномочия и политическая поддержка, говорит экономист. «Судя по его словам и по его позиции при уходе в отставку, видимо, он считает, что для изменения ситуации нужны достаточно широкие полномочия, которых ему не хватило в прошлом, чтобы заблокировать избыточные, по его мнению, расходы на программу вооружений», — отметил Гурвич.
Технических мер недостаточно, говорит он. «Это вопрос изменения отношений между бизнесом и властью. Снижение силового давления на бизнес. Создание более дружественного инвестиционного климата и имиджа страны, — полагает экономист. — Чтобы переломить ситуацию в экономике, нужны серьезные усилия по изменению экономической политики и тех процессов, которые находятся вне власти даже премьер-министра».
В четверг Путин отметил, что пока ценит Кудрина как эксперта и в этом качестве экс-министр мог бы продолжить сотрудничество с властями.