У 23 офшорных компаний в юрисдикции Британских Виргинских островов, которые юристы инвестфонда Hermitage Capital считают причастными к отмыванию денег в рамках «дела Магнитского», один основатель, следует из новой публикации Международного консорциума журналистских расследований.
Со ссылкой на конфиденциальные документы авторы исследования сообщают, что офшоры создала группа Commonwealth Trust Limited (CTL), которую финансовые власти Британских Виргинских островов – юрисдикции с невысокими требованиями к прозрачности расчетов – подозревали в нарушении «антиотмывочного» законодательства.
CTL – регистратора фирм в островной юрисдикции – основали канадский предприниматель Томас Уорд и техасский радиоинженер Скотт Уилсон. Компания предоставляла традиционные для Британских Виргинских островов услуги: создавала трасты в интересах клиентов, выступала распорядителем по их поручениям, вела юридическое сопровождение финансовых проводок. Бизнес рос быстро: компания открыла представительства на Багамах и в Белизе. А Уорд смог купить дом в фешенебельном районе Торонто (в нем впоследствии снимали фильм «Дрянные девчонки» с Линдси Лохан в главной роли).
«Мы единственный регистратор на островах с русскоязычным сотрудником в штате», — радовался Уорд.
Для расширения географии операций CTL ввела схему «мастер-клиентов». Регистратор доверил привлечение новой клиентуры локальным посредникам – юридическим бюро и консалтинговым агентствам. Им же Уорд и Уилсон доверили процедуру due diligence – проверку активов и их происхождения. В России ведущим «мастер-клиентом» CTL выступало бюро G.S.L. Law & Consulting.
Схема спровоцировала претензии органов финансового контроля Британских Виргинских островов и даже опасения топ-менеджмента самого регистратора – через открытые фирмы пошел поток средств из России и республик бывшего СССР. «Очевидно, происходит что-то, чего мы не знаем и не понимаем в отношении клиентов, которые используют эти компании», — писала в 2005 году директор CTL Сэнди Холберн.
Свидетельств о непосредственном участии CTL в мошенничестве нет, признают журналисты, опубликовавшие сведения о работе офшорной сети: но компания лояльно относилась к установлению бенефициаров бизнеса.
В частности, CTL зарегистрировала в островной юрисдикции фирму Aikate Properties в интересах Владлена Степанова, экс-супруга Ольги Степановой. Их юристы Hermitage считают причастными к хищению 5,4 млрд рублей посредством незаконного возврата налогов из бюджета России.
Aikate открыла многомиллионные депозитные счета в банке Credit Suisse. А CTL выдала фирме документ, подтверждающий, что «компания не вовлечена в деятельность, связанную с отмыванием преступных доходов». В Hermitage уверены, что на счета в швейцарском банке поступали деньги от сделок с недвижимостью в Объединенных Арабских Эмиратах и Черногории, которая изначально покупалась на средства от мошенничества с налогами в России. Но Степанов это неоднократно опровергал.
Клиентами CTL, кроме Степановых, выступали и известные предприниматели. В частности, услугами регистратора на Британских Виргинских островах пользовался сооснователь газового трейдера Rosukrenergo Дмитрий Фирташ. Его Group DF Limited – холдинговая компания, управляющая большей частью активов бизнесмена в энергетике, девелопменте и химической индустрии — зарегистрирована в этой юрисдикции.
Данные CTL указывают и на то, что ее услугами в 2006–2007 годах воспользовались представители предпринимателя Мухтара Аблязова, которого обвиняют в выводе активов из БТА-банка. В его интересах была зарегистрирована 31 компания.
С помощью CTL была зарегистрирована и фирма Delten Holdings. Она владела доменом minvestment.com, через сайт частные инвесторы, в основном из США, могли вложить деньги в проекты, которые позиционировались как перспективные. В итоге Delten организовала финансовую пирамиду и вывела деньги в офшорную сеть. Документы CTL указывают, что один из совладельцев Delten – житель Москвы, второй – сейшельский офшор. Возместить убытки пострадавших инвесторов не удалось.
Недочеты могут быть связаны с действием закона больших чисел, оправдывается Уорд. «Когда вы открываете тысячи компаний для тысяч людей, несколько могут оказаться недобросовестными», — говорит он, добавляя, что CTL выбирает клиентов тщательно и сталкивается с проблемами не чаще, чем любая другая компания схожего профиля и масштаба бизнеса. «Я считаю себя человеком этичным. Не считаю, что намеренно делал что-то не так», — резюмировал Уорд, открывший в интересах клиентов около 6600 офшорных фирм.