Российский предприниматель, совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман (личное состояние — $16,5 млрд, 41-е место в списке Forbes, 2-е по России) готовит серию сделок, на которые будут направлены деньги, вырученные от продажи доли «Альфа-групп» в ТНК-BP. Об этом он рассказал в интервью газете The Wall Street Journal.
Вкладывать деньги Фридман планирует в России или соседних странах. Экспансия планируется в нефтегазовой, телекоммуникационной, банковской сферах, а также в ритейле.
В декабре 2012 года президент Владимир Путин просил об этом. «Мне бы очень хотелось, чтобы эти средства (полученные консорциумом AAR от продажи доли ТНК-BP) или значительную их часть вложили в российскую экономику. Надеюсь, они примут решение в пользу инвестирования в российскую экономику»,— сказал Путин. По словам Фридмана, не только этот призыв определил планы «Альфы». «Честно говоря, наши интересы тут совпали — не из-за наших политических пристрастий, но потому что Россия — самая понятная страна, здесь у нас есть конкурентные преимущества», — отметил предприниматель. Продолжая тему об отношениях с властью он признался, что не знает, что такое «быть приближенным». «Мы определенно не соперники, — заметил он. — Мы никогда не поддерживали оппозицию и никогда не лезли в политику».
За пределами России «Альфа» также рассчитывает на нефть и телекоммуникации. «Вы себе представить не можете, как интересно продумывать все эти операции, — говорит Фридман. — Это весело».
В марте консорциум AAR (Alfa Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) получил от «Роснефти» $27,73 млрд. «Альфе» должна была достаться примерно половина этой суммы. Понимаю, что мне никто не поверит, но мы никому ничего не заплатили (за это)», — говорит Фридман.
Еще в феврале, по данным источников, исполнительный директор ТНК-BP и крупный акционер «Альфа-групп» Герман Хан (103-е место в списке Forbes, 12-е по России, $10,5 млрд) провел консультации с бывшими руководителями BP лордом Джоном Брауном и Тони Хейвордом в Лондоне и обсудил возможные совместные инвестиции в новые нефтяные проекты. Фридман отрицает заинтересованность в покупке акций BP. «Теперь они не принесут того результата, который нам был нужен», — объясняет он.
Инвестфонд для вложения в недвижимость в США, о котором появилась информация в 2011 году, пока только набирает обороты. «Мы гарвардскую бизнес-школу не заканчивали, поэтому, к сожалению, приходится полагаться на здравый смысл и опыт», — заметил в связи с этим Фридман.
«Олигархи вроде Фридмана» в России призваны заполнить ниши между госкорпорациями и политически надежными фаворитами, которым отданы стратегические области, и иностранными предпринимателями, которых Кремль призывает для развития высоких технологий, приводит WSJ слова стратега инвестфонда Verno Capital Роланда Нэша. «Но это поколение олигархов просто не вписывается в новую бизнес-среду», — считает Нэш.