Премьер-министр Дмитрий Медведев не исключил, что Россия может поднять вопрос о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром. «У нас есть договор об избежании двойного налогообложения с Кипром. Я не знаю, нужен ли нам такой договор в этом случае», — сказал Медведев в среду вечером в интервью европейским и российским СМИ.
Договор об избежании двойного налогообложения предусматривает запрет взимать налог с одного дохода предпринимателя двумя и более государствами.
По словам премьера, «может встать вопрос о расторжении этого договора, о его денонсации». «Последствий может быть очень и очень много», — заключил Медведев.
Россия и Кипр подписали протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения между двумя странами в отношении налогов на доходы и капитал осенью 2010 года. Двойное налогообложение иностранных организации возникает, когда резидент одной страны получает доходы в другой. Без соответствующего соглашения одна и та же компания рассматривается в качестве налогоплательщика в двух странах. Налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз — в государстве, где получен дохода, во второй — в стране, где зарегистрирован получатель дохода. Налог, выплаченный в государстве — источнике дохода, может засчитываться при уплате налога за рубежом.
Российско-кипрское соглашение устраняет двойные выплаты и содержит требования к взаимной открытости национальных налоговых служб. Одна из статей протокола предусматривает налогообложения сделок с акциями или долями компаний, владеющих недвижимостью в России. Документ дает Москве возможность взимать налог со сделок по продажам кипрских офшоров, на которые записаны российские активы.
Медведев, возможно, так пытается предупредить власти Кипра о том, что списание процентов с депозитов российских граждан нежелательно и будет иметь негативные последствия для Кипра, как для страны, с которой нежелательно сотрудничать, полагает партнер юридической компании King & Spalding Илья Рачков. «Но если Россия расторгнет договор с Кипром, то это ударит по российским компаниям, которые имеют бизнес на Кипре. Эти компании выпадут из договора, предусматривающего льготный режим налогообложения в соответствии с договором об избежании двойного налогообложения, и им придется платить налог на прибыль или НДФЛ в размере до 30%, как иностранному источнику», — заметил юрист.
Заявление сделано на фоне переговоров Москвы и Никосии о предоставлении финансирования. Консультации высокого уровня стартовали с ночных телефонных переговоров президента России Владимира Путина с кипрским коллегой Никосом Анастасиадисом. Переговоры завершились решением продолжить консультации по урегулированию банковского кризиса на Кипре в двух форматах — Москва — Никосия и Москва — Никосия — Еврокомиссия. «Владимир Путин, со своей стороны, вновь выказал озабоченность в связи с возможным принятием каких-либо мер, способных нанести ущерб интересам российских юридических или физических лиц», — рассказал в ночь на среду его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
На продолжение переговоров в Москву были направлены министр финансов Михалис Саррис (накануне подал в отставку, но она не принята. — «Газета.Ru») и группа высокопоставленных переговорщиков. Анастасиадис получил от Путина приглашение посетить Россию в «любое удобное для него время», подчеркнул Песков.
Президент Кипра провел переговоры с Путиным сразу после отказа кипрского парламента принять законопроект о списании денег с банковских вкладов.
Реакция Европы на решение парламента была резкой. Источник Financial Times говорит, что отказ от списания части депозитов и демонстративное обращение к Москве «драматически подняли ставки в кипрском кризисе».
Накануне канцлер Германии Ангела Меркель объявила, что выступает категорически против переговоров Кипра с кем-либо, кроме тройки кредиторов. А ночью министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил, что сожалеет о решении парламента Кипра. «Неясно, смогут ли кипрские банки когда-нибудь открыться вновь. В настоящее время банки на Кипре закрыты и не откроются до четверга. Стране некого винить в сложившейся серьезной ситуации», — сказал министр.
Но источник FT, участвующий в консультациях по кипрской проблеме, говорит, что заметил «определенные бизнес-интересы в парламенте». «Они говорят нам, что мы должны защитить депозиты нерезидентов», — подчеркнул он.
Промедления с предоставлением финансирования банковская система Кипра не выдержит, утверждает европейский чиновник, близкий к переговорам: «Они могут выжить только за счет дешевых кредитов ЦБ Европы». В ЕЦБ ограничились заявлением о готовности финансировать запросы Кипра на указанных ранее условиях.
В кипрском Минфине говорят, что рассматривают другие варианты. Представитель министерства Андреас Хараламбус говорит о возможном участии российского Газпромбанка в рекапитализации Laiki Bank — второго по масштабам бизнеса на Кипре. Договоренность о приобретении кипрского банка инвесторами из России достигнута, сообщила газета Kathimerini без ссылки на источник информации. Эта сделка, которая пока остается на уровне устных обязательств, должна сократить потребности Кипра в финансировании на 4 млрд евро.
Ранее глава Минфина России Антон Силуанов сообщал, что Россия будет обсуждать возможности смягчения условий погашения Кипром полученного в 2011 году российского кредита в объеме €2,5 млрд, который Кипр просит пролонгировать на пять лет. В прошлом году кипрское правительство запросило еще один межгосударственный кредит на €5 млрд. Но Минфин сообщал, что скорее готов на отсрочку действующего кредита, чем на новый заем.
Cаррис около 12.00 по московскому времени в среду сообщил журналистам, что решение о новом кредите для Кипра пока не принято — переговоры продолжаются, к консультациям подключается первый вице-премьер Игорь Шувалов. После 15.00 источник «Прайм» сообщил, что России и Кипру не удалось достичь договоренностей по кредиту. «Переговоры будут продолжены сегодня и завтра, никаких конкретных результатов пока не достигнуто», — сказал он.
По данным источников Wall Street Journal, пакет предложений для России, который привез в Москву Саррис, включает списание от 20% до 30% с российских депозитов. Взамен Кипр готов предоставить российским инвесторам долю в капитале национальной нефтегазовой компании, которая займется разработкой газовых месторождений на шельфе. Кроме того, российские инвесторы получат большинство мест в советах директоров кипрских банков.
Даже если Кремль согласует дополнительное финансирование для Кипра и Газпромбанк купит Laiki, ЦБ Европы может приостановить предоставление ликвидности для кипрских банков, утверждает источник Financial Times, добавляя, что решать, выживет ли Кипр, будут лидеры еврозоны: «Возникает вопрос — или их (Кипр. — «Газета.Ru») берут с собой, или сдают».
Лидер кипрской проправительственной партии ДИСИ Авероф Неофиту после провала законопроекта о списании депозитов заявил, что Кипр рассчитывает остаться в зоне евро. «Я надеюсь, что это решение не приведет нас к катастрофе. Обращаюсь к Брюсселю и Берлину, Франкфурту и Вашингтону: не выбрасывайте Кипр из еврозоны, это не то, чего бы нам хотелось».