— easyJet в 2012 года получила право на авиаперевозки между Лондоном и Москвой. Расскажите о переговорах с российскими авиавластями. Согласовать полеты было сложнее, чем обычно? Вы сталкивались с похожими препятствиями в других странах?
— Мы раньше вели деятельность в основном в Евросоюзе – относительная простота договоренностей воспринималась как нечто само собой разумеющееся.
Мы изначально ожидали, что договориться в России будет сложнее.
Так и оказалось, но переговоры были конструктивными.
— Приходилось согласовывать минимальные цены? Каковы ваши договоренности со вторым назначенным на линии перевозчиком – компанией «Трансаэро»?
— Детали договоренностей раскрыть не могу – это коммерческая тайна, но, конечно, пришлось договариваться, наше соглашение коммерческое. Это был непростой процесс.
— Есть ли план по повышению тарифов?
— Нет, мы предлагаем билеты начиная от $99 в Лондон. Естественно, существуют нюансы. 10% билетов продаются по минимальному тарифу. Цена на билеты зависит от уровня предложения: чем раньше забронировать билеты, тем это получится дешевле. С нашей стороны мы обеспечиваем лучшие цены, но, конечно, не в ущерб безопасности.
— Предоставил ли вам какие-либо скидки на обслуживание аэропорт Домодедово?
— Нет, насколько я знаю.
— Не будете использовать телетрапы (коридоры для выхода пассажиров из самолета непосредственно в здание аэропорта и обратно)?
— Наша бизнес-модель этого не предусматривает, мы используем трапы — для удобства пассажиров это два трапа в двух частях самолета. Использовать рукава намного дороже.
— Сколько закладываете на время подготовки к обратному вылету в аэропорте Домодедово? Как правило, 30–40 минут, но вряд ли российский аэропорт способен это организовать...
— Обычное время — 30–35 минут. Мы будем договариваться с аэропортом – у нас строго со временем. Пока нам не удалось достичь такого результата с Домодедово, но мы будем работать в этом направлении. Конечно, аэропорт работает в основном с местными перевозчиками, которым не требуются такие жесткие временные рамки.
— Насколько комфортабельны ваши рейсы, ведь ваша компания – дискаунтер?
— Мы не считаем себя дискаунтером. У нас нет бизнес-класса, но условия комфортные. Вы можете приобрести дополнительно место багажа, питание, более удобное место, с большим пространством для ног. Хочу заметить, что с нами летает премьер-министр Британии и члены королевской семьи.
— easyJet продает билеты только через свой сайт – в России остается такой же принцип? Вы не собираетесь открывать представительство?
— Да, мы будем работать через сайт, представительства пока открывать не планируем.
— К вам обращались российские туроператоры за блоками мест?
— Да,
у нас есть договоренности с «Меридианом» на рейсы в Лондон. А в Британии работаем с Thomas Cook.
— Какие барьеры для работы иностранных авиакомпаний в России вы видите?
— Что касается Британии, я вижу проблему в первую очередь в сложности визового режима, длительных сроках изготовления и высокой стоимости визы как для граждан России, так и для британцев. Я думаю, такие сложности отталкивают потенциальных пассажиров. Мы работаем в этом направлении с нашими властями, я думаю, необходимо работать аналогично и с российскими властями.
— Будут ли, по вашим расчетам, российские рейсы рентабельными? Когда?
— Мы рассчитываем, что проект станет окупаемым через год. В этом году планируем перевезти около 300 тысяч пассажиров.
— Помимо Лондона вы открываете перелеты в Манчестер. В какие еще российские города, кроме Москвы, хотели бы летать?
— Пока намерений открывать новые рейсы нет. Нам достаточно рейсов из Москвы в Лондон и Манчестер. На них мы обеспечиваем отличные ценовые предложения и фирменный дружественный подход к клиентам.
— Каков ваш среднестатистический пассажир на рейсах Манчестер–Москва, Лондон–Москва?
— Среди наших пассажиров можно выделить несколько категорий. Во-первых, бизнесмены. Число людей, ведущих бизнес в России и Британии увеличивается, мы ожидаем и рост числа пассажиров. Во-вторых, это пассажиры, направляющиеся в отпуск или просто на выходные — Москва входит в пятерку самых посещаемых городов. Следующая категория — транзитные пассажиры. И, наконец, это люди, которые ездят в Россию к родственникам и друзьям.
<1>