Граждане не смогут каждый год выбирать компанию, управляющую их пенсионными накоплениями: это должно происходить раз в пять лет. Соответствующие поправки подготовил Минфин. Сейчас перевести пенсионные накопления из Пенсионного фонда России (государственная управляющая компания — ВЭБ) в НПФ, из одного НПФ в другой или в управляющую компанию можно один раз в год.
Согласно проекту Минфина, раз в пять лет можно будет выбирать не только фонд, но и инвестиционный портфель для вложения пенсионных накоплений. В ВЭБе таких два: расширенный и портфель государственных ценных бумаг.
Сменить страховщика в системе обязательного пенсионного страхования нельзя будет и меньше чем за пять лет до наступления пенсионного возраста, говорится в законопроекте. Такая норма уже действовала ранее, но была отменена.
Сейчас переход из одного фонда в другой запрещен после обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии, эту норму дополнили и обращением за срочной пенсионной выплатой и единовременной выплатой накоплений.
В первом варианте стратегии развития пенсионной системы правительство предлагало с 2013 года автоматически разбить накопительный компонент страховых взносов (6%): 2% направить на накопительную часть, а 4% — в солидарную. Таким образом, солидарная часть (из нее выплачиваются текущие пенсии) должна была пополняться на 350—380 млрд ежегодно.
Президент Владимир Путин в ноябре прошлого года внес коррективы в эту инициативу. Было решено с 2014 года дать гражданам право определить, куда направлять 2% и 4% своих страховых взносов. Тем, кто уже перевел свои средства в НПФ и не хочет ничего менять, заявлений писать не нужно. В январе 2013 году президент уточнил: граждане должны иметь бессрочное право менять фонды, управляющие пенсионными накоплениями. Подразумевалось, что изменять разбивку тарифов и выбирать управляющие компании можно будет, как и сейчас, раз в год.
В ПФР считают предложение Минфина разумным, но оговариваются: срок моратория на переход требует обсуждения, чтобы он был комфортнее для граждан. «Но это решение нельзя принимать как самостоятельное, оно должно идти в составе общего механизма гарантирования сохранности пенсионных накоплений и механизма компенсации убытков, в том числе с участием средств управляющих компаний и НПФ», — пояснила «Газете.Ru» представитель ПФР Маргарита Нагога. По ее словам, риски убытков по результатам инвестирования пенсионных накоплений есть у всех.
В случае принятия поправок Минфина без дополнительных гарантий сохранности пенсионных накоплений есть опасность, что граждане будут копить убытки в управляющей компании, показывающей отрицательный доход от инвестирования.
Механизмом компенсации убытков граждан из-за отрицательных результатов инвестирования накоплений должен стать гарантийный фонд, подобный Агентству страхования вкладов в банковском секторе. Концепция этого органа до сих пор не согласована, главной проблемой межведомственного согласования стали источники наполнения такого фонда. В результате Минфин пока предложил создать резерв в самом НПФ, из которого застрахованным можно было бы компенсировать недостающие средства.
В целом Минтруда поддерживает идею о переходе от ежегодного выбора страховщика или инвестиционного портфеля управляющей компании к выбору один раз в пять лет, сказали «Газете.Ru» в Минтруда. «Это позволит НПФ более эффективно выстраивать их деятельность, повысит их устойчивость и прогнозируемость», — сказал представитель ведомства. «Отметим, что предложение Минфина требует тщательной проработки с юридической точки зрения. Нужно четкое понимание того, ущемляются ли права граждан при принятии такой нормы или нет», — подчеркнули в министерстве.
Пятилетний мораторий — избыточно жесткая мера, говорит заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров. «За пять лет может что-то поменяться и у человека, и у фонда», — полагает он.
Экономист признает, что есть проблемы с гражданами, которые в течение года часто пишут заявления о переходе из фонда в фонд. «Но здесь можно ввести ограничения: если от одного человека два раза в год поступили такие заявления, то его можно штрафовать, если эти документы не поддельны», — указывает эксперт. По его словам, в развитых странах управляющую пенсионными накоплениями компанию можно выбирать каждый год. Например, в Польше это раз в два года. «Если гражданин хочет переходить чаще, то может сделать это за деньги. Такая логика уместна», — отмечает Назаров. Еще один вариант — введение возможности переводить взносы за текущий год немедленно, а прошлые накопления — раз в два года, говорит Назаров. «Чтобы для НПФ это не было сюрпризом и он не должен был бы держать в резерве большую ликвидность», — поясняет экономист.
В негосударственных пенсионных фондах инициативу о введении моратория на переход из фонда в фонд поддерживают. Такая практика распространена в других странах, не согласен с Назаровым президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. «Это не следует считать ущемлением прав человека, напротив, такой порядок дает гражданам возможность накопить более весомую прибавку к пенсии. Другими словами, ежегодные переходы из одного фонда в другой не принесут накоплениям доходности», — считает он. По словам Угрюмова, фонды получат более широкие возможности по прогнозированию долгосрочного инвестирования на финансовых рынках. «К тому же показатель в пять лет может быть эффективен в рамках обозначенной властями стратегией использования инфраструктурных облигаций, где срок окупаемости достаточно длительный», — указывает он.
Такой порядок принесет пользу не только НПФ, но и самим застрахованным лицам, согласна президент НПФ Сбербанка Галина Морозова. «Частая смена страховщика, обусловленная неосознанными действиями со стороны застрахованных лиц или же мошенническими действиями злоумышленников, приводит к тому, что доходность пенсионных накоплений снижается в связи с внеплановым изъятием пенсионных накоплений из инвестиционных проектов», — говорит она.